Виды бега в доу. Бег. Общая характеристика. Техника выполнения видов бега. Методика обучения бегу в разных возрастных группах. Игры с бегом в разных возрастных группах. Если приснился плохой сон

Долевая собственность

В целях совершенствования качества бега у детей, целесообразно использовать различные виды: бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы, легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и ловкости движений; бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения .

ОБЫЧНЫЙ БЕГ. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10--15 с в младших группах до 35--40 с в старших (повторяется 2--4 раза с перерывами). Для детей 6--7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

БЕГ НА НОСКАХ. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.

БЕГ С ВЫСОКИМ ПОДНИМАНИЕМ КОЛЕН. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

БЕГ ШИРОКИМ ШАГОМ. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

БЕГ С ОТВЕДЕНИЕМ НАЗАД СОГНУТОЙ В КОЛЕНЕ НОГИ. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег с крестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой -- влево, левой -- вправо. Нога ставится на стопу.

БЕГ С ПРЫЖКАМИ. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10--20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2--3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10--12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры -- линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

БЕГ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика -5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками -- отдыхом, он может повторяться 4--5 раз.

МЕДЛЕННЫЙ БЕГ. За последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

БЕГ В ПЕРЕМЕННОМ ТЕМПЕ используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега -- научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.

ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

БЕГ В СОЧЕТАНИИ С ПРОЛАЗАНИЕМ под палки, пролазанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

БЕГ В РАЗНЫХ ЕСТЕССТВЕННЫХ условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке.

Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения -- использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку).

Для того чтобы дети овладевали разными видами бега, необходимо создавать им соответствующие условия, обучать основным элементам техники, предлагать игры и упражнения, включающие бег.

Малышам от 1,5 лет более свойственен обычный бег в среднем темпе с ленточкой, машиной, каталкой. Ребята бегают каждый в своем темпе, чередуют бег с ходьбой, остановками, т. е. как бы естественными перерывами для отдыха. Некоторые дети более активны, подвижны, часто бегают по своей инициативе. Других надо активизировать, предлагать задания на выполнение беговых движений, например, догнать взрослого, сверстника, добежать до дерева, горки.

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ХОДЬБЕ

ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

1. Ходьба (Х.) стайкой за воспитателем в заданном направлении.

2. Х. по кругу взявшись за руки.

3. Х. парами держась за руки.

4. Х. в разных направлениях.

5. Х. по дорожке шириной 20 см.

6. Х. между предметами.

7. Х. в колонне друг за другом небольшими группами и всей группой.

8. Приставной шаг в сторону.

Методические указания. Воспитатель старается научить детей ходить с хорошей осанкой, правильной координацией рук и ног. Обращает внимание на то, чтобы они не шаркали ногами, шли легко, старались соблюдать ритм бубна или музыкального сопровождения. Руки должны двигаться естественно, не размахивая. Воспитатель проводит упражнения, в которых дети приучаются поуже ставить стопы, соблюдать прямолинейное направление, меньше делать боковых раскачиваний туловищем. Дети начинают осваивать приставной шаг в сторону правой и левой ногой, руки при этом удобнее держать на поясе.

Ходьба стайкой, друг за другом проводится небольшой группой детей. Они идут за воспитателем, который идет, повернувшись к ним лицом, и напоминает, чтобы малыши не отставали и не опережали друг друга. На следующем этапе все дети идут за ребенком, уверенно выполнявшем задание.

"Пойдем гулять", "Ножки по дорожке", "Воздушный шар", "Не наступи", "Солнышко и дождик", "Принеси игрушку", "Возьми флажок".

1. Х. обычная в колонне.

2. Х. шеренгой с одной стороны площадки на другую.

3. Х. на носках.

4. Х. с высоким подниманием колен.

5. Х. с выполнением заданий.

6. Х. "змейкой".

7. Х. приставным шагом вперед.

8. Приставные шаги вперед и назад.

9. Х. в горку и с горки.

Методические указания. Воспитатель продолжает работу по улучшению у детей координации движений при ходьбе, сохранению хорошей осанки. Задания усложняются, вводятся новые виды ходьбы. Так, в Х. на носках добивается, чтобы дети хорошо выпрямлялись, меньше сгибали ноги в коленях. Предлагает Х. с высоким подниманием колен - "как лошадки".



Дети 3 - 4 лет могут ходить парами, по кругу, не держась за руки, выполняют приставной шаг с продвижением в сторону, учатся делать приставные шаги вперед и назад, меняют направление и темп передвижения.

Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет: "Лошадки", "Каравай", "Не задень", "Тишина", "Ровным кругом", "Кто соберет больше шишек", " У ребят порядок строгий".

1. Х. в колонне со сменой ведущего, темпа.

2. Х. в разных направлениях.

3. Х. на пятках.

4. Х. на внешней стороне стопы.

5. Х. мелким и широким шагом.

6. Х. с разными положениями рук.

7. Х. по кругу с переменой направления.

8. Х. приставным шагом в сторону, вперед, назад.

9. Х. в чередовании с другими движениями.

Методические указания. Необходимо добиваться улучшения техники Х.: более четкого и в то же время широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук, правильного переката с пятки на носок. Воспитатель предлагает задания, в которых необходимо умение чередовать ходьбу с другими движениями.

Дети становятся более ловкими, они уверенно проходят между предметами, не задевая их. Четко выполняют задания, в которых ходьба чередуется с бегом, прыжками, подлезанием.

"Слушай сигнал", "Великаны- карлики", "Ворота", "Подарки", "Колпачок и палочка".

1. Х. на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

2. Х. широким шагом.

3. Х. в полуприседе.

4. Х. со сменой положения рук - вперед, вверх, с хлопками.

5. Х. перекатом с пятки на носок.

6. Х. в колонне с перестроением в пары.

7. Х. "змейкой".

8. Х. в чередовании с другими движениями.

9. Проходить с закрытыми глазами 3-4 м.

10. Продолжительная ходьба в спокойном темпе 35-40 мин.

Методические указания. В старшей группе дети должны ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. Обучая детей ходьбе в полуприседе, воспитатель напоминает, что идти надо пружиня на передней части стопы, не касаясь пяткой пола.

Воспитатель продолжает учить ребят мягкому эластичному шагу с выраженным перекатом с пятки на носок и активными движениями рук, умению четко выполнять перестроения в ходьбе и другие задания, не снижая темпа движения. Увеличивается продолжительность ходьбы, она используется как средство воспитания у детей выносливости.

"Холодно - горячо", "Шишка - камешек", "Узнай по голосу", "Часовой".

1. Х. скрестным шагом.

2. Х. в приседе и полуприседе.

3. Х. выпадами.

4. Х. спиной вперед.

5. Х. гимнастическим шагом.

6. Чередование разных видов Х.

7. Проходить с закрытыми глазами 4-5 м.

8. Х. с преодолением препятствий.

9. Продолжительная ходьба 40-45 минут.

Методические указания. В подготовительной к школе группе у детей хороший навык ходьбы, достаточно четкая координация движений. При смене темпа ходьбы дети учатся применять соответствующую амплитуду движений рук. Дети должны уметь правильно выбрать любой способ ходьбы в зависимости от имеющихся условий (по песку, по воде, неровной почве, с подъемом и спуском, преодолением других препятствий). Продолжается воспитание выносливости, увеличиваются расстояние, дальность прогулок (пешеходных, лыжных).

"Пройди бесшумно", "Тяни в круг", "Серая утка", "Не урони шарик", "Рыбки".

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В БЕГЕ

ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

1. Бег стайкой на расстояние до 10 м.

2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.

3. Бег за предметом или с ним.

4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.

5. Бег по кругу.

6. Бег между двумя линиями.

7. Бег в медленном темпе 30-40 с.

Методические указания. Обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно бегать им с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Упражнения и игры для детей 2 - 3 лет: "Воробышки и автомобиль", "Птички в гнездышках", "Самолеты", "Курочка-хохлатка", "Жуки".

1. Бег в колонне.

2. Бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку.

3. Бег в разных направлениях.

4. Бег с одной стороны площадки на другую, расстояние 10-20 м.

5. Бег по прямой и извилистой дорожке.

6. Бег в чередовании с ходьбой.

7. Бег с остановкой.

8. Бег со сменой направления.

9. Бег с ловлей и увертыванием.

10. Бег в быстром темпе (расстояние 10 м).

11. Бег в медленном темпе (50-60 с).

Методические указания. Бег по кругу выполняется в общем для всех детей ритме с соблюдением интервалов между каждым ребенком. Дети не должны сужать круг, забегать в середину. Воспитатель учит ребят во время бега слушать подаваемый сигнал, например быстро остановиться, не потеряв равновесия повернуться.

Упражнения и игры для детей 3 - 4 лет: "Огуречик", "Мыши и кот", "Карусель", "У медведя во бору", "Куры в огороде", "Найди свой домик".

1. Б. в колонне по одному или парами.

2. Б. в разных направлениях с ловлей и увертыванием.

3. Б. "змейкой", обегая поставленные в ряд предметы.

4. Б. с ускорением и замедлением темпа.

5. Б. со сменой ведущего.

6. Б. по узкой дорожке, между линиями.

7. Б. широким шагом.

8. Б. в быстром темпе (р. 15-20 м).

9. Б. в медленном темпе (1 - 1,5 мин).

10. Б. 40-60 м в чередовании с ходьбой.

Методические указания. Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Надо стремиться к тому, чтобы по возможности каждый ребенок мог быть ведущим в колонне, и не поручать это одним и тем же детям. При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Упражнения и игры для детей 4 - 5 лет: "Цветные автомобили", "Найди себе пару", "Мы веселые ребята", "Совушка", "Кто скорей добежит до флажка?", "Поезд".

1. Б. на носках.

2. Б. широким и мелким шагом.

3. Б. высоко поднимая колени.

4. Б. с выполнением заданий.

5. Б. в сочетании с другими движениями.

6. Б. в быстром темпе на 10 м (повторить 3-4 раза).

7. Б. на скорость на расстояние 20 - 30 м.

8. Челночный бег (3 раза по 10 м).

9. Чередование ходьбы и бега на 2 - 3 отрезках пути.

10. Б. в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150 - 200 м.

11. Медленный бег в течение 1,5 - 2 мин.

Методические указания. Упр-я в беге усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от 60 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние.

Упражнения и игры для детей 5 - 6 лет: "Горелки с платком", "Найди свое место", "Лошадки", "Гуси - лебеди", "Караси и щука", "Мышеловка", "Ястреб и утки", "Кто лишний".

1. Б. отводя назад согнутые ноги в коленях.

2. Б. поднимая вперед прямые ноги.

3. Б. прыжками.

4. Б. в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).

5. Б. широким шагом через препятствия высотой 10 - 15 см.

6. Б. из разных стартовых положений.

7. Б. на скорость - дистанция 30 м.

8. Б. в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние 200 - 300 м.

9. Медленный бег в течение 2 - 3 мин.

Методические указания. Увеличивается число упр-й в беге, вводятся новые виды, требующие хорошей физической подготовки. беговые упр-я чаще сочетаются с другими сложными движениями, но лишь в том случае, если дети ими владеют. Так, воспитатель предлагает бег под вращающейся длинной скакалкой, развивая у детей умение соразмерять скорость бега со скоростью вращения скакалки, резко ускорять бег в момент пробегания под ней.

Продолжается развитие качества быстроты. Хорошим упражнением в стартовом рывке является бег из разных и.п. - стоя спиной, сидя, стоя на коленях, лежа. Такие задания совершенствуют умение детей быстро реагировать на сигнал, развивают максимальный темп бега, при котором у детей появляется частый шаг и энергичные движения рук.

Упражнения и игры для детей 6 - 7 лет: "Ловишка, бери ленту!", "Уголки", "Догони соперника", "Салки со скакалкой", "Горелки", "Коршун и наседка".

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Еще мыслители Древней Греции говорили:

« Хочешь быть здоровым - бегай!

Хочешь быть красивым - бегай!

Хочешь быть умным - бегай»

И для ребенка бег - естественное движение, свойственное ему с раннего возраста. При беге работают практически все группы мышц, что улучшает работу сердца и органов дыхания, внутренних органов.

Что же такое оздоровительный бег?

Это длительный бег в медленном темпе. У малышей ориентировочно 140- 160 ударов в минуту пульс, у детей 5-6 лет - 150-170 ударов в минуту. Исходную длительность бега следует определить вместе с врачом ДОУ, а также необходим индивидуальный подход к детям. Нужно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе, т.к. по количеству пробегаемых кругов воспитателю легче ориентироваться.

Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны периодические «остановки» (неустойчивая погода, допустим в ноябре, и в связи с этим, трудная адаптация ребенка к ее постоянным изменениям; либо это эпидемия ОРВИ, карантин и др. причины).

В летнее время длительность бега не увеличивается.

С переходом детей в следующую возрастную группу исходная длительность бега для них устанавливается по данным апреля - мая.

В подготовительной к школе группе дети ежедневно бегают 7-12 мин.

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

Разминка необходима для того, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Можно от крыльца, на ходу, выполнять с детьми упражнения для различных групп мышц - приседания и разного вида ходьба. Заканчивается разминка бегом на месте (чтобы дети не « сорвались» с места, а побежали в нужном темпе), выполняя упражнения во время разминки. Дети продвигаются вперед «стайкой». Не следует выстраивать их друг за другом, т.к. индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой. Они начинают подталкивать друг друга, наступать на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает.

Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Она следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Воспитатель во время бега находиться то сбоку от детей, то впереди, то сзади, подбадривая детей. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно. Заканчивается бег еще большим замедлением и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, затем на расслабление и дети некоторое время отдыхают. Длительность отдыха зависит от того, как быстро пульс детей приходит в норму (от 1 до нескольких минут). Здесь также необходима консультация врача - педиатра.

Одежда детей должна быть удобной, не стесняющей движений, обувь спортивная или без каблуков. Бег босиком лучше не практиковать, т.к. дети сбивают пальцы (даже на грунтовой дорожке).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЕГА

1. Бег должен доставлять детям удовольствие;

2.Бегать вместе с детьми, но в темпе, предусмотренном для детей;

3. Бегать каждый день;

4.Чем длиннее дистанция бега, тем короче разминка;

5.После бега необходимо расслабиться.

Важно помнить, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе, а просто погулять. Учитывается и настроение ребенка. Всякое принуждение запрещается категорически!

Бег во время физических занятий и гимнастик после сна может быть несколько короче. В зимнее время бег иногда заменяют ходьбой, а летом - ездой на велосипеде.

Бегать можно по асфальтовой дорожке, по лужайке.

Надо проследить, чтобы не было рытвин, мусора, камней и др.

ВИДЫ БЕГА

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт (60-100 м), бег на средние дистанции (400-1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег. Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой), применяющийся в оздоровительных целях.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше сонтролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10-15 с в младших группах до 35-40 с в старших (повторяется 2-4 раза с перерывами). Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.
Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.
Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.
Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры - линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика - 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками - отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.
Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега - научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.
Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.
Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения - использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).
При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.
При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.

Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

БЕГ -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

- Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

- Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.