Татуировка меч. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм

Долевая собственность

Адамчевская Т.В.

I. Введение

Меч – один из самых красивых и смертоносных видов оружия. Им защищали свою жизнь и лишали жизни другого. На него молились, на нем приносили клятвы, им отстаивали честь и достоинство. Именно такими клинками были вооружены рыцари по всему миру.

Первыми стали поклоняться мечу скифы. Их знаменитый акинак (меч-кинжал) достигал в длину всего лишь 30-40 см. Как известно, степняки – это, в первую очередь, - конники, следовательно, такое оружие было совершенно бесполезным при их тактике ведения боя. Однако акинаки были распространены очень широко, они пользовались большой популярностью и почетом у скифов и некоторых других азиатских народов. Акинак носился на поясе, животе или бедре. Геродота поразило, что степняки поклонялись не только и не столько своим богам, сколько мечу, его втыкали острием в землю и произносили молитвы. Акинак, благодаря специфичной форме рукояти, - фаллический символ, а так же символ воина вообще.

В Средневековье существовали целые культы мечей. В Западной Европе это был, так называемый, рыцарский кодекс чести. На Руси, где рыцарство было не столь развито, а военные люди не занимали такого высокого положения, как в других странах, все же существовали свои правила. В русской правде несколько статей посвящены именно обращению с оружием: « Ст. 18. Аже кто оударитъ мечемь, не вынезъ его, или рукоятию: то 12 гривен прдажи за обиду. Ст. 19. Аже ли вынезъ мечь, а не оутнеть, то гривна кунъ. Ст. 24. Аже оударить мечем, а не оутнеть на смерть. То 3 гривны, а самому гривна за рану, же лечебное; потнеть ли на смерть, а вира.» Погибнуть от вражеского клинка, встретить удар грудью, считалось очень почетным, в то же время, если воин хотел унизить противника, то он бил его не режущей частью меча, а плашмя так, например, рыцарь должен был бить простолюдина, если между ними возникал конфликт. Верхом же неуважения был удар навершием. «Тобьери узнал Шумилу [кличка слуги] и, подойдя к нему, ударил его рукоятью меча по уху: “Эй, вставай, сволочь!”» – гласит одна из саг викингов. В другой саге «Песнь о Норнагесте» повествуется о том, как Сигурд, догнав бегущего в битве Старкада, рукоятью меча, выбил ему клыки и велел убираться прочь.

При несоблюдении кодексов можно было «испортить» оружие. При этом вовсе не означало, что оно должно затупиться или сломаться. Меч считался живым существом с душой и собственным, порой капризным характером. Клинок – это фаллический символ, это признак настоящего мужчины. Но вместе с ножнами представляет собой единство мужского и женского начал.

Символика меча сложна. Клинок – это и так же и солярный символ, он олицетворяет собой продолжение солнечного луча, возможно, поэтому на многих иконах, таких как Архангел Михаил, меч – это пучок света, исходящий из рукояти. Меч разделял, а так же отделял душу и тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделял человека от рая. Обоюдоострый меч символизировал двойственную силу в противоречии и разрушении, жизни и смерти; те силы, которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг друга, составляя единое целое. Но не только на иконах изображались святые с мечами в руках. Эта традиция восходит к язычеству. Примером этому может служит изображения Перуна. Сакральная функция требовала целостности меча, на нем не должно было быть никаких трещин, а тем более дыр. Это относится не только к функциональным составляющим клинка, но и к рукояти. Навершие и тоже не было бессмысленным.

Обо всем этом пойдет речь на следующих станицах. Цель этой работы – рассмотреть меч, как сакральный символ. Она почти не ограничена временными и пространственными рамками, я попыталась собрать всю имеющуюся информации. Порой она была связана с мистикой и различными красивыми, но, к сожалению, неправдоподобными историями. Оно и понятно: столько воды утекло со времени господства клинкового оружия на нашей планете.

II. Историография

По данному вопросу нет специальной литературы, именно этим вопросом никто не занимался, встречаются лишь отдельные статьи. Изначально я преследовала цель изучить лишь русские традиции, но в ходе работы выяснилось, что ограничиться конкретными временными и географическими рамками невозможно. Поэтому рассмотренный мною материал относится к различным народам и эпохам это: славяне (как восточные, так и западные), викинги, народы Западной Европы.

При написании этой работы я использовала различные источники, связанные не только с мечами, но и с символикой, язычеством. Более или менее подробно о символики меча написано в книге Марии Семеновой «Быт и нравы древних славян», в которой одна глава посвящена именно клинкам. Основа этой главы – статьи А.Н. Кирпичникова и данные фольклора.

Традиции скандинавов описаны в статье Г.С. Лебедева «Этюд о мечах викингов». Название говорит само за себя. Работа базируется на археологических данных и древних сагах, таким образом, складывается достаточно полная картина мира скандинавов.

«Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней», несмотря на то, что она носит общеознакомительный характер, имеет очень интересную структуру. В книге приводятся фотографии реальных клинков (а не зарисовки, как в большинстве подобных изданий), увеличенные клейма с них и перевод этих клейм на русский язык. Параллельно же идет рассказ о традициях, связанных с данным видом оружия. Эти сведения помогают воспроизвести реальную картину отношений между мечем и его хозяином.

Написанию главы о клеймах способствовали книги: «Europeishe heib-und stiegwaffen» и «Загадки латинских клейм на мечах IX – XIV вв.» Д.А. Дрбоглава, а так же «Znaki i napisy na mieczach sredniowiecznych w Polsce» Марианна Глосека в которых приведены примеры клейм, их перевод и значение.

Остальная литература содержит сведения о символике и сакральном значении мечей, их составляющих и знаков, на них нанесенных.

К сожалению, ни одной монографии, относящейся к сакральной символике холодного оружия вообще и меча в частности, мне обнаружить не удалось.

1. Заговоры на мечи

Ритуальные заговоры и заклинания известны на Руси с древнейших времен. Первые упоминания о заговорах-клятвах датируются Х веком – славянские воины использовали магические формулы при заключении мирных договоров с греками. Литературные памятники и летописи ХII – XV вв. свидетельствуют о массовом распространении знахарства и ворожбы на Руси. Эти проявления магии были так сильны, что даже в XVII – XVIII вв. церковь осуждала всевозможные ее проявления и жестоко расправлялась с колдунами и ведьмами. Это подтверждают многочисленные судебные материалы этого времени. Однако в скобках замечу, что на Руси было сожжено в общей сложности всего около 100 ведьм и колдунов, эта цифра кажется ничтожной по сравнению с данными о Германии и Италии.

Заговор – одна из древнейших форм устного народного творчества, воплотившая в себе суеверные и архаические представления людей об окружающем мире. Первоначально заговоры служили своего рода вербальным дополнением к обрядово-ритуальным действам, входившим в сферу магической практики. В широком же смысле это – некая словесная формула, имеющая магическое значение и предназначенная для магического излечения, предохранение от сил зла, обеспечения успеха в делах и начинаниях.

В зависимости от целей магической церемонии строго определен и порядок обращения к тому или иному образу-персонажу моления или заклинания. По традиции заговоры читаются на молодой или на ущербный месяц, в полнолуние или на убывающий месяц. В эти дни из дома не дают ни хлеба, ни соли, не работают по воскресеньям и на церковные праздники.

До нас дошли многие ритуалы и заговоры, но насколько они соответствуют первоначальному варианту говорить трудно. Однако осмелюсь привести некоторые из них, связанные с оружием.

Рукоять оружия втыкают в землю, острие вверх. Обходя по часовой стрелке, произносят заговор: «Выкатило солнышко из-за моря Хвалынского, да восходит месяц над градом каменным, а в том граде каменном породила меня матушка и, рожая, приговаривала: «Будь ты, мое дитятко, цел-невредим: от стрел и мечей, от бойцов и борцов». Опоясывала меня матушка мечем-кладинцом. Ты, мой меч-кладинец, вертись и крутись, ты вертись и крутись, как у мельницы жернова вертятся, ты круши и кроши всяку сталь и укладь, и железо, и медь; пробивай, прорубай всяко мясо и кость; а вражьи удары, чтобы прядали от тебя, как камни от воды, и чтобы не было тебе от них ни царапины, ни зарубины. Заговариваю раба (имя рёк), опоясываю мечем-кладинцом. Чур слову – конец, моему делу – венец».

Этот заговор использовался примерно в X-XII вв. На Руси было негласное правило: никогда не втыкать клинок острием в землю, а ставить оружие только на рукоять. По одному из символических значений меч – это олицетворение солнечного луча. Возможно, клинок, направленный к небу символизирует обращение к энергии солнца. Этот ритуал относят только к Руси, однако, подобные действа были и у балтийских славян, равно как и следующий магический обряд.

2. Ритуал исполняется ночью на поляне или на опушке леса. Выстраивается сруб из нескольких венцов, ориентированный на стороны света:

Посреди сруба садится человек с мечем в руках, глядя на бревно, которое ставят вертикально, ориентируя на северо-запад. По углам садятся еще четверо, которые кладут руки на бревна. Северный и южные углы сруба называются Ворота, западный и восточный – Сила. Вне сруба за спиной центрального сидит на коленях человек, который смотрит поверх головы последнего на бревно (как правило, это был колдун или иной посвященный). Седьмой участник следил за происходящим и подстраховывал, дыбы не случилось ничего страшного.

Считалось, что ритуал удался, если бревно упадет или вспыхнет.

Это действо проводилось примерно в VII веке, оно было распространено у восточных, возможно, и прибалтийских славян. Соответственно, оно чисто языческое и обращено к Сварогу.

Смысл ритуала заключается в том, что через вертикально стоящее бревно выкачивается энергия земли и направляется в сруб. Угловые должны почувствовать «руки», сидящего напротив. Задача Силы – гнать энергию по срубу против часовой стрелки, Ворот – отделять «добрую» энергию и направлять ее на центрального, через которого она переходит на меч.

3. Призыв-обращение к стихиям (воздуху, земле, огню, воде):

Воздух, земля, огонь и вода

Силы свои направляйте сюда,

В этот клинок, что сжимает рука.

В битве победа пусть будет легка.

После произнесения заклинания в огонь бросают землю и наливают небольшое количество воды, а клинком рассекают воздух над огнем.

4. Этот ритуал связывал меч со своим хозяином:

Ворона черного мудрость вбирай,

Силу у вепря возьми,

Ловкостью рыси лесной обладай,

Что бы сражаться с людьми.

Произносится над огнем (костер в лесу, родовой очаг, кузнечный горн), в который бросаются части названных животных (это, чаще всего, кусочки меха или кожи). Клинок пропускают через дым, при этом меч держат на расстоянии вытянутой руки. Из оставшихся частей животных изготавливают амулет: кожаный мешочек двух цветов и прикладывают его к клинку. Этот мешочек в дальнейшем носится на поясе или на шее.

2 . Подписные мечи

Особую роль в ритуалах с оружием занимали кузнецы, т.к. именно они творили это оружие и «характер» меча мог напрямую зависеть от настроения его изготовителя. Особенно актуально это было в то время, когда клинки были редки, и не существовало еще хорошо налаженного цехового производства. Именно кузнец должен был закалять клинок. Но, помимо обычного прокаливания и ковки, также использовали различные, больше ритуальные способы «укрепления» клинка. Так, например, был известен способ закаливания меча в свежей гусиной крови, а наиболее изощренные кузнецы использовали для этой церемонии кровь халдея.

Все виды работы с металлом были связаны с различными обрядами и суевериями. Не зря сельский кузнец всегда считался человеком особым, ремесло это было, как правило, семейным. Сам мастер – большой, сильный мужчина, угрюмый и молчаливый был для своих односельчан чем-то вроде колдуна, его побаивались, но уважали. От древнего глагола «ковать» - изготавливать что-либо из металла, происходит слово «коварство», которое изначально имело другой смысл. Им обозначали мудрость, умение и замысловатость. В народе кузнецов связывали с образом волка и звали волкодлаками. В городе оружейники довольно быстро выделяются из простых кузнецов и создают свои артели.

Но как кузнецы широкой специализации, так и профессиональные оружейники любили «подписывать» свои изделия. Это могло быть имя мастера, например, знаменитый первый русский подписной меч с надписью «ЛЮДОТ(Ш)А КОВАЛЬ», или же ставилось название мастерской, в которой был выкован клинок. Самыми крупными мастерскими в Западной Европе были ULFBERHT и SIMERHLIIS. Но со временем мечи с надписью ULFBERHT стали появляться в разных частях Европы и есть подозрения, что часть из них производилась местными мастерами, а не привозилась. Не редким это явление было и на Руси. Возникает вопрос: зачем же кузнецы на свои изделия ставили названия чужой мастерской? Скорее всего, не для подтверждения качества, т.к. иногда не знающий иностранных языков кузнец терял некоторые буквы из слова. Возможно, мастера считали надпись необходимым атрибутом оружия и по традиции переносили непонятные им буквы на свои изделия.

Однако не только имена мастеров «писались» на клинках. В Европе часто находят мечи с выбитыми на них молитвами. Иногда слова выбивались полностью: IN NOMINE DOMINI. Эта молитва появилась на мечах в XII веке и потом использовалась очень долго. Но не все обращения к Богу были столь краткими, многие из них не поместились бы даже на двуручном мече, поэтому их сокращали: +NRISSDIDA+SBENIS+MEHDXOEHRNISDX+MEHDXOEHRNISDH

Этот пример относится к первой половине XIII века.

Использование молитв связано со сверхъестественными функциями, приписываемыми клинкам. Чтобы оружие не сломалось, не подвело хозяина в нужный момент, чтобы рядом с человеком всегда была Божья милость, на мечах высекались молитвы. Так как оружие настоящий воин обнажает только в тот момент, когда дело уже не может закончиться миром, то от верности меча зависит и судьба самого человека. Не смотря на то, что церковь в Средние века имела очень большой вес в обществе, были сильны и различные языческие пережитки, которые стали дурными приметами и предрассудками. По-прежнему считалось, что меч – священен, что он чист, пока чист и безгреховен его обладатель. Но оружие могут испортить, на него могут наложить проклятие колдуны или враги, и он предаст своего хозяина в бою, например, выскользнет из руки, ранет своего владельца. В бою эта измена означала верную гибель воина. Именно для предотвращения такого исхода в битве на мечи наносились молитвы.

В дохристианское время существовали свои символы. В Скандинавии их роль выполняли особые охранные руны, ими были, в первую очередь, Teiwaz (­) (правосудие), которая символизировала противостояние Хаосу, неуязвимость в бою, борьбу против несправедливости. Наносились так же и другие знаки, которые также называли рунами победы, это Uruz () (бык, тур), Ansuz () (ас, Один) и Weird () [знакового обозначения не имеет] (голос Одина, непознаваемое). В одной из саг есть даже своеобразная «инструкция» по применению этих символов:

Руны победы,

Коль ты к ней стремишься,

Вырежи их на меча рукояти,

И дважды пометь именем

Именем Тюра!

Так же использовались и другие символы – растительные, животные или геометрические рисунки, которые со временем утратили свою сакральную функцию и превратились в элемент декора меча. Возможно, именно этим объясняется происхождение немецких «волчков» (1) и французских «лилий» (2).

В более позднее время, когда люди стали не столь религиозными, на оружие стали наносить девизы, например, GLORIA VIRTUTEM SEQUITVUR PRO CHRISTO ET PATRIA. Так же на клинках стали появляться и гербы родов, но эти изменения произошли уже после XVI века, поэтому не найдено мечей с подобными клеймами.

3. Знаки на рукояти

К сожалению, Время сильно исказило вид многих клинков, и знаки, нанесенные на них древними мастерами, сейчас уже не читаются. Однако на поздних примерах или же на мечах, сохранившихся в каких-либо частных коллекциях и почти не потерявших внешнего вида, еще можно рассмотреть различные знаки и символы. На лезвии – это всевозможные молитвы и имена, но страницы железной книги рассмотрены подробнее в предыдущей главе. Что же касается рукояти, то здесь дело обстоит сложнее. Как известно, оружейные мастерские существовали почти во всей Европе, а их клинки расходились потом по всей Европе. Несмотря на то, что в Средневековье Запад принял христианство, различия в культуре у разных народов, конечно же, сохранялись. Но мечи существовали еще в языческую эпоху, и на них тоже наносились различные охранительные знаки, и это не могло быть забыто в одночасье с приходом новой религии. Со временем эти знаки потеряли сакральное значение и стали украшением меча, но их нам сейчас трудно определить, в каком случае мы имеем дело с символом, а в каком с просто красивым, ничего не значащим узором. К тому же, в связи с тем, что мечи блуждали по всей Европе и клинок, изготовленный в каком-либо Германском княжестве, вполне мог попасть в Англию, трудно определить, какое значение несет тот или иной знак. Но здесь мы имеем дело со странами одного вероисповедания. С Русью же сложнее. К нам попадали клинки из разных мастерских. Со временем русские мастера стали сами ковать мечи, нанося на них собственные узоры.

Так, например, меч типа Т-1 имеет своеобразный рисунок:

Если быть уверенными, что его изготовили русские оружейники, то это – древний славянский знак земли. А если это – неславянский символ, а меч пришел на территорию Руси из Европы, как следует его читать тогда? Эта же проблема и с самой формой набалдашника. Были общеевропейские типы наверший – это дисковидное, круглое, треугольное, довольно часто встречалось трех- и пятичастное. Последние были распространены и в Европе и на Руси. в то же время у славян считалось, что символ, похожий на трехчастное навершие:

обозначает три положения солнца на небе, т.е. восход, полдень и закат. Что этот символ означал у других народов, сказать трудно. Но не только у разных народов разнилась трактовка одних и тех же знаков, но даже и у разных племен одной народности. К мечам это относится косвенно, т.к. на Руси ко времени появления собственного оружия племенные союзы прекратили свое существование. А вот височные кольца и вышивка в каждом регионе была своя и, порой, один и тот же узор в разных частях страны имел различные значения.

На территории Руси был найден хорошо сохранившийся меч, который Кирпичников называет А-местный и датирует примерно X в. На его рукояти изображено некое растение, возможно, это – Ясень Иггдрасиль. На перекрестье – корни дерева, на самой рукояти – его ствол, на набалдашнике – крона. При этом доказано, что меч этот русского происхождения. Как получилось, что русский мастер изготовил в своей кузне клинок со скандинавской картиной мироздания остается загадкой. Но еще большей загадкой является клинок, который Кирпичников классифицирует как «Скандинавский» тип. Этот клинок имеет эфес, составленный из пяти частей, на котором красуются звериные морды, а так же узор, схожий с теми, что нанесены на шведский рунический камень. Однако впоследствии выяснилось, что на лезвии есть надпись их дамаскированной проволоки «ЛЮДОТ(Ш)А КОВАЛЬ»! Получается, что первый русский подписной меч имеет скандинавский рисунок!. Почему этот знаменитый Людот(ш)а не нарисовал славянские символы, а использовал скандинавские? Если на мечи не наносились «лишние» знаки и буквы, то почему русский мастер использовал то, что не относится к его вере, его представлению о мире? Мечем с именно таким эфесом поражает Сигурд змея Фафнира, это эпизод из песен Эдды. Неужели Людот(ш)а был, по крайней мере, по вере скандинавом?

У викингов было принято наносить руны не только на лезвие, но и на перекрестье меча: «Руны победы … вырежи их на меча рукояти…».

Еще одну проблему при изучении символики рукояти создает то, что часто переделывали старые клинки сообразно своему вкусу. Это усложняет типологизацию и датировку клинка, а также расшифровку нанесенных на него знаков.

Таким образом, мы можем говорить о том, что символы наносились не только на лезвие, но и на рукоять. Причем, читать эти узоры очень сложно, в первую очередь, из-за широкого распространения оружия этого вида, а также из-за еще многих факторов, описанных выше. Однако ничего не делалось просто так и, безусловно, изначально узоры, наносимые на мечи имели сакральный смысл.

4. Передача меча

О передаче говорится во многих источниках, однако именно эта глава содержит самое большое количество невыясненных вопросов. Известно, что мечи служили долгие годы, что они передавались по наследству, дарились, служили наградой. «Меч – оружие особое, его просто так не дают и не берут». Возможно, объяснение этому очень простое: металл был очень дорог сам по себе, а хорошо обработанная сталь была большой редкостью, поэтому, однажды купивший себе меч, передавал его своему сыну или внуку. Но возникает вопрос: а почему же тогда мечи, которые дошли до наших дней, в основном, были найдены в курганах и иного рода могилах? Неужели к этому времени люди разбогатели? Или же это захоронения очень богатых людей, потому что только их родственники могли положить с усопшим в могилу его верного коня, его кольчугу, меч и другие доспехи? Ответить на этот вопрос трудно. Скорее всего, в могилу клали клинок, только если сын усопшего сам мог купить себе новый или уже имел свой. Возможно, в могилу воина оружие помещали не родственники умершего, может быть, это был дар его князя или воеводы. Сейчас на этот вопрос ответить трудно.

Если считать, что древние верили в единство меча и его обладателя, то можно объяснить наличие сломанных клинков аккуратно положенных рядом с витязями в захоронениях. По одной из версий, ломая меч, его «убивали», дабы никто другой не смог им воспользоваться и «умерщвленный», или ж сломавшийся в бою клинок, переходил в загробный мир вместе со своим хозяином, чтобы там служить ему верой и правдой. Однако и здесь не все так гладко, как кажется: во многих сагах рассказывается о том, как герои добывали в курганах клинки, как они отвоевывали их у духов, охраняющих могилу. Как могли уживаться такие разные традиции совершенно не понятно.

На Руси они тоже существовали. Исходя из текстов сказок, герой, какой-либо Иван-Царевич, отправляется в Тридесятое царство за чем-либо. Тридесятое царство – это загробный мир. Там он находит и отвоевывает (или же получает, выполнив определенное задание) Меч-Кладинец, обладающий неземной силой, с помощью которого потом разит нечисть наповал. Не является ли это рассказом о том, как воин, достав из погребения меч, воюет или пытается договориться с душой его прежнего хозяина? В то же время на территории Руси был широко распространен обряд трупосожжения, на погребальном костре оказывалось и оружие покойного. Возникает еще один вопрос: откуда же тогда взялись истории про Тридесятое царство? Ведь сказка – тот же миф, это отражение картины мироздания людей определенной эпохи. Как могли уживаться две совершенно разные традиции? Почему данные археологии могут подтвердить наличие их обеих, а фольклор говорит лишь об одной? Но ведь и у викингов встречаются оба обряда: это и знаменитые захоронения в ладье и не менее известные курганы. Смею предположить, что наличие той или иной традиции зависело от данного конкретного племени, от издревле сложившихся обрядов, свойственных именно этой группе людей, от влияния на их культуру соседей.

Получить клинок из рук князя было очень почетным. У викингов врученный конунгом меч устанавливает непосредственную связь между воином и потусторонним миром. Меч воплощал в себе сакральную связь воинов с богами и прежде всего с Одином. Передавая меч сыну, отец клинок говорил: «Не будет у тебя ничего, кроме того, что ты приобретешь для себя этим мечом». Часто перед боем Западноевропейские рыцари втыкали меч в землю и молились на него, как на распятье.

5 . Именные клинки

Из-за того, что между мечем и его владельцем возникали особые отношения, воины часто давали имена собственные своему оружию. Имеется много легендарных клинков: меч Эскалибур – владетель Артур Пендрагон, меч Грам – владетель Зигфрид, меч Орна – владетель Тетра, меч Десять дланей – владетель Сусаноо-но-Микото, меч Хундингсбана – владетель Фрейм, меч Дюрандаль – владетель Роланд, мечи Джуль Факар, Медхам, аль Баттар, Хатей – владетель пророк Магомет и это только небольшая часть клинков, имеющих не только собственную историю, но и имена. Существует множество легенд о том, как некий принц, рыцарь или Иван Царевич пытается добыть волшебный меч и с его помощью уничтожить зло. Эти герои – богатыри с волшебной силой, а магический меч, который они ищут, может подчиниться только сильному, честному и доброму молодцу. В русской традиции это – меч-кладинец. Существует несколько версий о происхождении этого названия. По одной из них слово «кладинец» произошло от глагола «закладывать» и связано с зарыванием в землю заготовки для клинка. По другой, Кладинец – имя собственное, по третьей, - существительное кладинец произошло от слова «клад», т.к. этот чудодейственный меч был спрятан в Тридесятом царстве, т.е. неком недоступном для простых смертных месте.

В действительности же, у клинков обычных воинов имена были не столь поэтичными, как правило, они назывались: Беда, Суровый, Судьба, Кончина, Путь, Чудо, Истина, Губительный, Разящий героев, Друг, Покорный, Ветвь, Цветущий, Синий, Прекрасный, Жаждущий, Посланец смерти, Защитник, Быстрый и т.д. эти названия вырезались на рукояти меча или выбивались на самом лезвии.

IV . Заключение

Несмотря на то, что эта глава имеет такое название, я не считаю свою работу законченной и не желаю ставить точку в изучении данного вопроса. Однако подведу некоторый итог моей деятельности, который назову промежуточным.

Абсолютно достоверно известно, что отношения между мечем и его владельцем строились на дружеских отношениях. У каждого народа были свои обычаи и ритуалы, однако они имели и общие черты:

ü многие наносили на клинки письмена и рисунки;

ü совершались ритуалы, главным действующим «лицом» которых является меч;

ü отношения между мечем и его владельцем строились не по принципу хозяин-подчиненный, а на равных условиях;

ü меч либо передавался по наследству (дарился), либо переходил вместе со своим владельцем в мир иной;

ü поскольку мечи почитались практически живыми существами, они носили свои собственные имена.

Это лишь основные пункты моей работы. Но и из них видно, что меч - предмет, который разделял душу и тело, был не простым оружием. Он почитался наряду с богами и был напрямую связан с ними. Но порой даже от их воли не зависела Судьба человека, она оказывалась во власти Его Величества Случая и верного клинка. То, как долго будет служить воину меч, зависело лишь от самого человека, владеющего этим клинком, т.к. от того, как он обращается с оружием, соблюдает всевозможные правила и кодексы, почитает богов и т.п. Однако у меча была такая особенность: он мог не только уничтожать нечистую силу, но и поддаваться ее влиянию, а это могло навредить воину, или даже убить его, поэтому лезвия и рукояти покрывались защитными знаками. Для продления «жизни» меча его либо передавали новому хозяину, либо он уходил в мир иной вместе со своим умершим владельцем, получая, таким образом, бессмертие. Если клинок ломался в бою, то это означало верную гибель его недавнего владельца, но и в этом случае они были неразлучны. Из этого видно, что между мечем и воином была прочная незримая связь, поэтому не удивительно, что клинки нередко носили имена собственные, которые, порой, были не только выражением душевного порыва человека, но и имели сакральный смысл.

V . Список использованной литературы

  1. Генон, Рене,Символы священной науки, Москва, 2002 г.
  2. Дрбоглав Д.А., Загадки латинских клейм на мечах IX – XIV вв., Москва, 1984 г.
  3. Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней, Минск, 2000г.
  4. Кирпичников А.Н., Мечи Киевской Руси IX-XI вв. Советская археология, 1961 г., №4.
  5. Купер, Дж., Энциклопедия символов, Москва, 1995 г.
  6. Лебедев Г.С., Этюд о мечах викингов// Клейн Г.С. Историческая типология, Москва.
  7. Платов А., Алекс Ван Дар, Практический курс рунического искусства, Киев-49, 2000 г.
  8. Рыбаков Б.А., Язычество Древней Руси, Москва, 1987 г.
  9. Саяпин Р.В., Древнерусские заговоры и обереги, Саратов, 2000 г.
  10. Семенова М., Быт и нравы древних славян, Москва, 2000 г.
  11. Семенова М., Волкодав, Санкт-Петербург,1997 г.
  12. Europeishe heib-und stiegwaffen, Berlin, 1999.
  13. Głosek, Marian, Znaki i napisy na mieczach sredniowiecznych w Polsce, Wroclawii, 1973.

Меч - это больше чем просто оружие, меч - это символ. Мощный символический характер меча проявляется до настоящего времени. Меч постоянно используется в качестве символа, и в военном церемониале различных армий земного шара меч продолжает играть большую роль. С одной стороны, меч представлял собой, по крайней мере в средние века, мировоззренческий символ. Не случайно, что рыцарский меч в профиль похож на христианский крест. Загнутые вниз дужки крестовины стали встречаться только с XV века. До этого мы встречаем исключительно прямые дужки крестовины, для чего нет никаких функциональных причин.

Более четырех столетий у меча была почти всегда форма креста - фактически в средние века крестовину меча называли просто крестом (в отличие от нее исламская сабля соответствует изгибу полумесяца). Таким образом, оружие было сознательно приравнено к христианскому идеалу рыцарства. Так, кандидату в рыцари при посвящении часто вручали освященный священником меч. Другая мировоззренческая символика разъясняется стихотворением XIII века «Орден кавалеров»: не только профиль, но и оба лезвия имеют особое значение. Одно лезвие должно было защищать слабых от сильных, а второе - бедных от богатых.

Возможно, многим христианам XXI века от приравнивания меча к кресту станет не по себе, но двум местам из Библии (Исаия 2 ,4 и Михей 4,3), которые так охотно цитирует современная церковь, проти вопоставлены два других места: «Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши - на копья; слабы й пусть говорит: "я силен". (Иоиль 3, 9-10). И такая склонность к насилию и войне имеется не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Так, от имени считающегося в целом абсолютно мирным Иисуса, например, говорится: «Не думайте, что Я пришел принести м ир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)

Наверное, важнейшим аспектом средневекового меча была его функция государственного символа. Уже в ранее Средневековье предводитель отличался от простого воина тем, что он обладал мечом. В среднем и позднем Средневековье мечи появились и у простых воинов, а меч стал просто символом рыцарства. Рыцарь учился обращению с оружием с детства. В семилетнем возрасте он покидал родительский дом и переезжал ко двору дружественного рыцаря, чтобы там в качестве пажа проходить обучение. Наряду с многочисленными другими навыками, паж учился обращаться с деревянным мечом. В 13 лет паж становился оруженосцем и уже мог участвовать в боях. Через шесть- семь лет обучение заканчивалось. Теперь оруженосец мог сам стать рыцарем или как «Благородный оруженосец» продолжать службу дальше. Различие между оруженосцем и рыцарем было не слишком большим: «В бою он носил то же вооружение, что и рыцарь, лишь свой меч он не мог носить на поясе, он крепил его к луке седла». (Schlunk 1 Giersch. S . 21). Чтобы оруже носцу стать рыцарем, он должен был пройти посвящение в рыцари.

«Новый » профиль клинка: меч позднего Средневековья сильным кол ющим ударом загонялся в стык лат.

Для высшей знати проводилась еще церемония ведения меча. И только после этого нового рыцаря торжественно опоясывали мечом. Таким образом, обладание мечом отличало свободного человека благородного происхождения, меч, который носили на поясе, выделял самого рыцаря. В соответствии с этим простолюдинам, крепостным было обычно запрещено иметь мечи и соответственно носить их. Эта ситуация изменилась в позднем Средневековье, когда граждане свободных городов получ или привилегии. Теперь меч стал и отличительным признаком свободного гражданина. Такая ситуация привела, как мы увидим позже, и к расцвету искусства фехтования на мечах. Таким образом, с самого начала меч был символом статуса - принадлежности к высшему классу. Это выражалось и самим мечом.

Многочисленные исторические документы подтверждают, что даже средний меч стоил столько же, сколько четыре коровы. В аграрном обществе это было целое состояние. Действительно великолепные мечи свободно могли стоить во много раз больше. По сравнению с другим оружием, например топором, боевым молотом, алебардой, меч был ужасно дорогим предметом. Наряду с кузнечным искусством, которое было необходимо, чтобы изготовить хорошие мечи, их часто очень богато украшали. Так, в Vita Karoli Magпi мы слышим, что Карл Великий «всегда носил меч н.а боку, рукоятка меча и перевязь были из золота и серебра. Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, н.о такое бывало обычно только по особенно т оржест венным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».

Чем выше ранг, тем соответственно роскошнее был меч. Тем не менее средневековые мечи не идут в сравнение с оружием Ренессанса, абсолютно перегруженным украшениями. Обращает на себя внимание, что и королевские мечи, несмотря на позолоченные рукоятки и гравировки, часто представляли собой относительно скромное и практичное, хорошо балансированное оружие высшего качества (можно сравнить при этом представленные позже мечи Св. Маврикия и Эдуарда III). Не только короли, но и рыцари, в зависимости от их состояния, часто владели несколькими мечами. Как можно увидеть на примере Карла Великого, было принято отличать особые мечи для представительских целей и для «повседневных». В позднем Средневековье воины часто имели один одноручный меч и один двуручный длинный соответственно боевой меч. Рукописи IX века сообщают, что у маркграфа Эберхарда фон Фриоля было девять мечей, а один англо- саксонский князь XI века указывал в своей собственности даже двенадцать мечей, которые после его смерти были разделены между его сыновьями. Кроме функции статусиого символа меч был знаком административной власти. Это начиналось уже «на самом верху».

Известно изображение из сборника феодального права XIII века «Саксонское зерцало», на котором Иисус вручает королю меч мирской власти, а папе - меч духовной власти. Так же как и при посвящении в рыцари, при коронации императора или короля меч всегда играет роль, и с начала установления феодализма мечи, наряду с короной и скипетром, относятся к символам государственной власти. Так, мечом святого Маврикия - имперским мечом Священной Римской империи германской нации - «короли средних веков во время коронации опоясывались папой. То есть властитель получал его словно бы из рук апостолов (Петра и Павла) с задачей направлять это оружие (для борьбы со злом и во благо справедливости) (Петр 2, 14). При выходе из церкви его вперед выносил меченосец, указывая острием вверх, в знак светской власти и могущества. Меч должен. был напоминать властителю о том, что он защитник империи и церкви». (Schulze-Dorrlamm. S. 9).

В соответствии с этим должность королевского меченосца в течение всех средних веков считалась одной из самых почетных. В XIV в еке было также принято представпять мечом гражданскую административную власть. Например, бургомистрам и судьям вручались специальные церемониальные мечи, которые в знак их власти выносились перед ними. В качестве таких мечей обычно использовались более или менее роскошные мечи - бастарды или двуручные мечи. Прекрасный пример такого «должностного меча» - городской меч Дублина. Здесь идет речь о классическом оружи и типа XV (подробно о типологии меча см. в следующей главе) . Позолоченная рукоятка бастарда имеет граненую головку грушевидной формы, длинную крестовину и металлическую гарду (ножны уже не оригинальные).

В отличие от многих других мечей история этого экземпляра точно известна: в 1396 году он был выкован для ставшего позднее королем Англии Генриха I V. А он, по-види мому, действительно дрался этим мечом, так как на клинке и меются типичные следы использования и зазубрины. С предоставлением Дублину в 1403 году прав города и привилегий Генрих IV подарил городу меч - как символ власти бургомистра. Он и сегодня применяется во время особых церемоний

Во все времена меч символизировал мужество, достоинство, власть и лидерство. Двухлезвийные мечи символизировали высшую справедливость, закон, божественные правду и мудрость. Меч имеет свой сакральный смысл в каждой из мировых религий.

Так, в Откровении Иоанна он вышел из уст Христа, символизируя собой вечную небесную истину. Христианская традиция связывает с этим оружием мученичество, страсти Господни. Мечом пользуются архангел Михаил и множество святых. Херувимы, вооружённые мечами , охраняют врата рая.

Буддисты считают его оружием мудрости, символом просветления, предназначение которого - отсекать глупость. Один из трёх главных бодхисаттв - Манджушри - изображается с поднятым в руке пылающим мечом , которым он рассеивает мрак невежества.

Индуисты часто изображали с мечом одного из трёх важнейших богов их религии - Вишну, а если быть точным, его аватару - Калки. Согласно преданиям, он должен появиться на белом или чёрном коне с пылающим мечом в руке, которым он уничтожит мир, после чего снова возродит его.

Немало места уделяется мечам и в древнегреческой мифологии. Так, тиран Сиракуз Дионисий Старший предложил Дамоклу, считавшему «работу» тирана лучшей на свете, править вместо него в течение суток. Но во время пира Дамокл с ужасом обнаружил висящий над ним на конском волосе меч и осознал ложность и опасность такого «счастья» - быть правителем.

Мифологические сюжеты многих народов мира представляют меч как символ двойственности, в котором объединяется жизнь со смертью. Меч способен разделять: небо и землю, душу и тело. В зороастризме мечу по форме и толщине уподобляется мост Чинват, служащий для перехода людей в мир мёртвых. В исламской эсхатологии существует практически идентичный ему мост-меч Сират.

Одновременно меч (как комплекс из лезвия и эфеса) считается символом объединения (особенно если гарда принимает крестообразную форму). Именно с помощью меча воинов посвящали в рыцари, с рукой на мече произносили клятвы. Особо трепетным отношением к нему отличались самураи Японии (вместе с жемчужиной и зеркалом меч является один из Трёх Великих Сокровищ Императора) и рыцари средневековой Европы.

Во многих традициях меч является главным атрибутом местного бога войны. Нередко его отождествляли с молниями богов-громовержцев (мечи синтоистского Сусаноо, иудаистского Яхве, индуистских Индры и Вишну). В других культурах меч славится своей магической способностью бороться с силами тьмы. С его помощью шумерский верховный бог Мардук убил Тиамат, архангел Михаил поразил Люцифера, а Персей убил горгону Медузу и спас от чудовища Андромеду.

Меч. Символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность, физическое уничтожение мужского начала, активной силы. Фаллический символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского начал. На метафизическом уровне меч олицетворяет проницательность, силу интеллекта, духовную решимость, неприкосновенность святынь. Обладает сверхъестественной силой либо на земле, либо под землей, либо под водой и ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, такими как Дама Озера. Меч находится в руке космического или солнечного героя, победителя драконов и демонических сил. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких - копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. Обоюдоострый меч символизирует двойственную силу и противоположные течения в прояв-
лении, творении и разрушении, жизни и смерти; те силы, которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг дру-
га и составляют одно целое. Четыре меча монарха при коронации - это меч государства; curtana, или затупленный меч милосердия; духовное
правосудие; временное правосудие. У алхимиков меч символизирует очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни, подобно про-

Рис. 105. Меч правосудия и мести.
ницательному духу. У буддистов означает проницательность, которая под корень срубает невежество. "Подобно тому, как меч рассекает узлы,
так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли". Манджушри как мудрость несёт в " своей правой руке меч проницательности. Острие меча мудрости излучает свет неуничтожимой ваджры, уничтожающий еретическую мысль и изгоняющий врагов Дхармы. У кельтов меч - атрибут героя-короля Нуады ассоциируется со сверхъестественными подводными силами. Этот меч символизирует активную сторону воли, а кристалл - пассивную. У китайцев меч - это проникающее в суть явления озарение; меч с волнистым клинком - символ дракона, плывущего в водах. У христиан меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Пламенеющий меч у каждых ворот или на каждом углу отделяют человека от рая. Меч - символ архангела Михаила и святых Адриана, Агнессы, Альбана, Варвары, Евфемии, Юстинии, Мартина, Павла, Петра, Георгия Каппадокийского, Джеймса из Компостеллы. У греков Дамоклов меч символизирует опасность при кажущемся процветании, постоянно присутствующую опасность, воздаяние. У индусов деревянный меч в ведическом жертвоприношении символизирует молнию и имеет то же значение, что и ваджра(см.). Этот меч символизирует также воинственный характер Асу-ров. Атрибут касты кшатриев. У мусульман меч символизирует священную войну правоверных против неверных, а также человека против его собственного зла. У японцев - это мужество, сила. Одно из Трех Сокровищ наряду с зеркалом и драгоценностью - символами истины и сострадания. У скандинавов меч -
атрибут Фрейя; его меч сражался сам по себе. Суртр, огненный великан, держит в руке огненный меч. У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

битва
Священный и ритуальный предмет - кроме своего непосредственного использования в качестве боевого оружия, меч является воплощением отваги, силы, связанных с войной. О Он символизирует внутреннюю борьбу: сверкающий меч Бодхисаттвы обеспечивает знание и высвобождение желаний; меч Вишну символизирует абсолютное знание и уничтожение невежества; его ножны - это символ тьмы, ослепления.

Меч, светящаяся ось, пронзающая насквозь противоположности
В христианской традиции и рыцарстве меч - это светящееся оружие рыцарства." световая ось, пронзающая противоположности и тем самым возрождающая единство; в качестве кинжала меч может как поразить недостойного, так и наделить творческим духом, например даровать духовные доспехи отправляющемуся на поиски Грааля.
Наделенный особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершенности и долга: меч короля Франции, посвящающий рыцарей, символизирует вертикальную ось, которая связывает небо и землю и указывает монарху на его долг быть воистину справедливым; выполнение последнего позволяет ему поддерживать вечный порядок вещей.
Меч рыцаря,- обоюдоострый, потому что одним лезвием он бьет неверных, а другим - воров и убийц. Его острие символизирует повиновение. о Небесный меч, находящийся в хвосте Большого Дракона, образует вместе с Зеркалом и Драгоценностями сокровища японского Трона, которые идентифицируются соответственно с такими добродетелями, как ю (отвага), чи (знание) и джин (доброжелательность, милосердие).
О По мнению Юнга, меч или кинжал - это символ воли, связанной с точностью попадания в желаемую цель и со стремлением её достичь.

Меч символизирует некую космическую Ось, луч Солнца, молнию, огонь; меч является также символом Духа, божественности; оружия Господа Бога; Словом, судьбой. Меч - справедливость, свобода; очищение; присяга, власть, царственность, геройство, сила, спор, борьба, схватка, рыцарство, война, храбрость, фаллос, мужество, крест, распятие, мученичество, угроза, боль, смерть, возмездие, жестокость, уничтожение...
Меч - атрибут ипостасей и правовых категорий, которые могут быть выражены с помощью аллегории: Справедливости, Постоянства, Отваги, Храбрости, Гнева, Риторики, Мельпомены, Отчаяния (этот атрибут имеет чисто средневековое происхождение: женщины теряли мужей, уходивших в крестовые походы).
Меч - эмблема власти, короля, императора, вождя. Такой меч выковывался специально, ибо считалось, что он дается властителю Высшими силами. Всевозможные предания повествовали о том, что получение такого символического меча становилось трудным испытанием для будущего властителя: иногда его нужно было выдернуть из скалы, что являлось не под силу рядовым смертным; либо следовало достать из глубоких вод... Так меч короля Артура "Экскалибур" был спрятан магическими силами внутри неприступной скалы - и Артур единственный среди всех его рыцарей смог вызволить из камня чудесное оружие. В "Смерти Короля Артура" Мэлори описывается, что меч был подарен легендарному королю Дамой Озера. Во время своей последней битвы, уже смертельно раненый, приказал он возвратить волшебный меч в озеро, "... и вот из воды появилась рука и взяла этот меч".
Сэр Галахад из того же цикла романов о рыцарях Круглого стола, сумел-таки позже достать чудесный меч, что было до того никому не под силу. Нечто подобное случилось с античным греческим героем Тесеем, который возвратился в Афины, где царем был его отец Эгей, и единственный из всех пытавшихся силачей, отвалил огромный валун, под которым был спрятан меч царя.
Известен по имени "Куртана" и тупой меч святого Эдуарда Исповед-
ника (1002-66) из династии Уэссексов, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. А "Щербец", коронационный меч королей польских, реликвия, которую и ныне бережно сохраняют и чтят? На известной всему миру колонне короля Зигмунта III Вазы в Старом городе Варшавы, в высоко поднятой руке короля - меч, о котором написано немало литературных произведений.
"Мечом Аллаха" называли арабского полководца VII века Халида аль-Валеда.
"Меч Рима" - таким было прозвище Марцелла, римского полководца (208 г. до н. э.), взявшего штурмом Сиракузы.
Меч - сила, мужественность, плодовитость и смерть; атрибут бога войны Ареса. Фаллический образ меча связывает его с силой оплодотворения, и ведет, так сказать, "чисто" мужскую линию рода. Да, оружие приносит смерть, но оно же способствует и обновлению поколений...
Меч - эмблема солнечного героя; подобно тому, как палица является символом воображаемой мощи солнечного луча, пробивающего сети звездного ночного неба, так и меч - ведь он способен сразить всю дьявольскую нечисть, которая скрывается во тьме.
Меч - оружие Божьего гнева, молния, Перун. Сказал Господь: "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами... " (Исход 22: 22-24). "Огненный меч" - атрибут справедливости, Божьей кары, оружия арханге-
ла, огня веры. "Священный меч" - оружие, поднятое во имя Божьего (правого) дела. Иуда Маккавей, поднимая восстание против римлян, поведал своим воинам приснившийся ему сон, в котором пророк Иеремия, вручая ему золотой меч, сказал: "Этот меч священный, дар Бога, которым ты поразишь врагов!"
Меч - Слово. "Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи" (Псалом 54: 22). "Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч" (Псалом 56: 5).
Меч Духа - слово Божье, "возьмите /... / и меч духовный, который есть слово Божие"" (Послание к Ефесянам 6: 17) - несомненно, что именно эти слова святого Павла и сделали меч его непременным атрибутом во всех позднейших изображениях. Основанием же легенды, надо полагать стали и слова апостола во время правления Нерона: "И соделал уста Мои как острый меч" (Исайя 49: 2). "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Послание к Евреям 4: 12).
Меч связан с клятвенной присягой, которую рыцари Европы давали именно на мече, как основном признаке, символе самого рыцарства. "Присягаю на этом мече, на этом мече, говорю!" ("Гамлет" У. Шекспира).
Меч - кара, наказание по приговору, мученичество: меч палача, меч Закона и Справедливости. Атрибут Христа, в котором рукоятка меча как
бы соединяется с распятием. Атрибут многих святых: апостола Павла, Адриана, Агнессы, Альбана, Аплинарии, Апологета, Бонифация, Гервасия, Иустина, Фомы Беккета и многих других. "Право меча" (лат. ius gladii) - право силы, право захватчика. Присловье: "Еще палач меча не затупил... " "Класть голову под меч... " - быть готовым к самому худшему.
Меч - война, битва. "Взяться за меч" - т. е. вооружиться. "Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут" (Евангелие от Матфея 26: 52). "... и перекуют мечи свои на орала" (Исайя 2: 4) - изречение, в течение веков повторявшееся множество раз, выражающее желание покончить с враждой и заняться сугубо мирным трудом. В этом смысле можно вспомнить скульптуру советского скульптора Вучетича, установленную в Нью-Йорке перед зданием Организации Объединенных Наций (прим. переводчика).
"Наше право в наших мечах\" - заявил вождь галлов Бреннус в 390 г. до н. э. послу римлян. "Горе побежденным!" - выкрикнул тот же Бреннус, бросая свой меч на чашку весов, на которых взвешивалось золото взятой у римлян контрибуции (лат. vae victis!). Отсюда: бросить свой меч на весы - повысить требования за счет вооруженного давления.
Меч победы - в скандинавской мифологии, дар богини Фрейи для её нареченного Гимера; однако Фрейя потеряла этот волшебный меч, что и стало одной из причин гибели богов, когда солнце утратило свои лучи и наступила полная тьма.
Меч - война, стычка, схватка. "... не мир пришел Я принести, но меч", -
сказал Иисус, как засвидетельствовал апостол Матфей в Евангелии (10: 34). Особым символом войны считаются два скрещенных меча. "Скрестить мечи" - начать войну, начать с кем-либо меряться силами. Летописи сохранили рассказ о том, что перед началом Грюнвальдского сражения крестоносцы прислали к Ягелле герольда с двумя обнаженными мечами, как бы вызывая его на бой.
Меч - угроза, висящая над человеком. Известна легенда о Дамокле, фаворите тирана Сиракуз Дионисия, который назвал своего патрона счастливейшим из смертных, и тот приказал повесить над головой Дамокла меч на тонкой нити - мол, вот оно счастье властителя, да и вообще любого человека...
Меч - самое простое решение любой проблемы. Память народов и История сохранили повествование об узле, завязанном царем Гордием и предложенным Александру Македонскому - существовало поверье, что развязавший этот узел, овладеет царством и впоследствии получит власть над всем миром. Александр рассек узел мечом.
Меч - ненависть, фанатизм. "Нет у них сердца, только одно в душе: добыть бы меч, который дал бы силу!.. " ("Фульминат" С. Норвида).
Меч - месть. "Пирамиды, есть ли у вас такие гробы-могилы, такие саркофаги, чтобы в них положить обнаженный меч и навсегда осталось бы погребенным чувство мести?" ("Разговор с пирамидами" Ю. Словацкого).
Танец с мечами - существовал во всех эпохах и у самых разных народов. Достаточно вспомнить дервишей, кавказские племена и народы. В подобных танцах таятся давно забытые языче-
ские обряды, заклинания во имя будущих военных успехов и побед, выражается молодечество мужчин-воинов перед женщинами - хранительницами домашних очагов. Возможно, начало традиции было положено в те времена, когда при погребении знатных особ устраивались кровавые бои-тризны, во время которых все участники становились жертвами.
Обычный образ европейского меча - прямизна, мужество, отвага; кривой меч Востока - женственность, полумесяц.
Меч обнаженный - открытый замысел, готовность к бою, войне. В древности меч, направленный острием вперед, означал угрозу; повернутый вперед рукояткой - предложение, пожелание мира.
Меч в ножнах - атрибут умеренности. Характерна монгольская символика: меч, засунутый за пояс сзади - мирные намерения; спереди - настороженность, ожидание нападения. То же самое - у древних китайцев (прим. переводчика). Присловье: повинную голову меч не сечет.
В геральдике: меч - защита, справедливость.
В гадании по снам: везение, удача, победа.

Меч. Оружие воина во многих повествовательных сценах (см. ВОИН); также символ власти и административной справедливости, подобно тому, как пальмовая ветвь - атрибут христианского мученика. В качестве эмблемы Павла (апостола) он символизирует меч духовный: "меч духовный, который есть слово Божие" (Еф., 6:17); он был также инструментом его мученичества. Среди мучеников с мечом могут быть узнаны ИАКОВ СТАРШИЙ; АГНЕССА; меч, пронзающий грудь мученицы, - ИУСТИНА, то же самое, со львом - ЕБФИМИЯ; меч, пронзающий шею мученицы - ЛЮЦЦИЯ; пронзающий грудь монаха или вонзенный в его череп - ПЕТР МУЧЕНИК; вонзенный в череп епископа, - ФОМА БЕКЕТ; пронзающий книгу, которую держит в руках епископ, - БОНИФАЦИЙ; с наковальней - АДРИАН; пара святых один с плеткой, другой с мечом - ГЕРВАСИЙ И ПРОТАСИЙ. Меч и плащ являются атрибутами МАРТИНА ТУРСКОГО, который изображается также разрезающим мечом свой плащ. Меч иногда является атрибутом ЮЛИАНА ГОСПИТАЛИТА. Семь мечей, пронзающие грудь Девы Марии, - это её семь скорбей (ДЕВА МАРИЯ, 2). Меч исходит из уст Христа-"старца" (АПОКАЛИПСИС, 2) и из уст воина на коне (АПОКАЛИПСИС, 22). Меч и лилия находятся по обе стороны от лика Христа на Суде (СТРАШНЫЙ СУД, 1). Меч может держать Европейская СИВИЛЛА. Что касается аллегорических фигур, то меч является атрибутом СПРАВЕДЛИВОСТИ (в портретной живописи меч может означать, что модель поступает справедливо); ТВЕРДОСТИ, которая держит колонну; ХРАБРОСТИ (воительница); ГНЕВА (аналогично воину); фигуры холерического темперамента (одного из ЧЕТЫРЕХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ); Венеции, с двумя львами (ГОРОДА, персонифицированные); Риторики (одного из СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ); Мельпомены (МУЗЫ трагедии). Вложенный в ножны, эфес завязан - принадлежит УМЕРЕННОСТИ. Женщина, убивающая себя мечом, - это средневековое Отчаяние (см. НАДЕЖДА). Меч - символ "Vanitas" (см. НАТЮРМОРТ). Меч и сандалий обнаруживаются под камнем, который поднял ТЕСЕЙ (1). Спящий воин, которому преподносятся меч и книга, - СЦИПИОН (2). Пахарь, которому римский воин преподносит меч, - ЦИНЦИННАТ.
ни как род оружия, ни как символ не является древнейшим, поскольку, естественно, мог быть изготовлен только в бронзовом веке (деревянные мечи-дубинки, изготовлявшиеся южноамериканскими лесными индейцами, были скорее просто дубинками, чем мечами в нашем смысле слова). Если херувим (ангел) с огненным или пламенеющим мечом охраняет после грехопадения прародителей и их изгнания из рая вход в рай, то это свидетельствует о том, что библейское сообщение в действительности не является древнейшим.
Мечи времен бронзового века были зачастую богато украшены, что указывает на их не только чисто функциональное назначение.
В германском культурном регионе было обычаем устраивать праздники оружия, где танцевали танцы с мечами, которым давали имена героев сказаний (Бальмунг. Нагерлинг и др.), из чего можно заключить об их магико-символичсской ценности. На рыцарских турнирах средневековья устраивались рыцарские поединки на мечах. Меч между лежащими в постели мужчиной и женщиной символизировал целомудрие.
На рельефных пилонах в Египте времен Рамсеса изображали фараона в ритуальной позе с поднятой рукой, с тем чтобы он мог принять меч (серповидный, что свидетельствует об азиатском влиянии), который ему передает Бог. Длинные мечи. напротив, привозили с собой наемники с севера.
В Древнем Китае меч в руках волшебника (колдуна) изгонял демонов. Существовала также традиция "мужского и женского" меча, из печени и почек мифического зайца, пожирающего металл, обитавшего на горе Куньлунь. Если женщине снилось, что она вытаскивала меч, то у нее должен был родиться сын (меч имеет также глубинно-психологическое символическое толкование маскулиннофаллического характера). Обладание мечом в женских снах означает счастье, тогда как в мужских снах падающий в воду меч предвещает смерть жены.
В Японии правильное владение мечом было искусством самураев, причем здесь предполагалось наличие двух мечей: длинною меча катана для военных действий и короткого вакисачи для поединков и ритуального самоубийства (сепуку, известного в Европе как харакири). Кузнецы, изготовлявшие мечи, должны были подчиняться различным запретам, так как их работа носила сакральный (священный) характер. Чашка меча, отделявшая лезвие от рукояти, богато украшалась орнаментом. Сегодня поединки на мечах сохранили значение лишь спортивного упражнения; упражнения с бамбуковыми мечами кендо осуществляются как ритуальные самурайские поединки на мечах. В синтоистской мифологии бог бури Сусаноо должен был вытащить прочный меч из хвоста убитой им восьмиголовой змеи. Наряду с жемчужиной и зеркалом меч принадлежит к числу японских святынь.
На Западе меч изображался как оружие архангела Михаила, а также в руках царя Давида и Юдифи, обезглавившей Олоферна. В Откровении Иоанна Богослова меч исходит из уст Христа (1:16) как символ непобедимой небесной истины, которая словно молния падает с неба. В качестве знака суверенитета носят меч св. Стефан Венгерский и Карл Великий. как символ мученической смерти апостолы Павел. Иаков Старший, а также св. Фома (Томас) Беккет, Екатерина. Лючия.По Евангелию от Луки (2:35) меч пронзает сердце Марии как предзнаменование приближающейся великой скорби. Семь мечей, иногда встречающиеся в иконографии барокко, указывают на "семь скорбей Марии".
Вообще меч известен как символ жизненной силы и проявляется как атрибут бога войны (Марса), как образ молнии у богов-громовержцев, а также позднее на Западе как символ "власти". причем теория "двух мечей" символизирует духовное и светское господство. Согласно папской доктрине (Иннокентия III и др.) главе церкви передан меч светской власти как законному владельцу ленного поместья (феода). Лишь в исключительных случаях меч как определённо мужской символ появляется в женских руках. Жанна д"Арк (Орлеанская дева), в 1431 г. казненная на костре, заявила, что св. Екатерина указала ей на погребенный под деревенской церковью меч: "Меч был под землей совсем заржавевший, пять крестов отмечали это место. Через бывший мне голос я знала, что он там. Я описала духовенству (клиру) место и просила передать мне меч. Они прислали мне его" (цитата по А. Холлу из документов судебного процесса). После одержанных ею больших побед вдохновенная воительница (в 1920 г. Причисленная к лику святых, должна была, конечно, погибнуть от меча, поднятого ею (см. Евангелие от Матфея 26:52).
Меч, воткнутый в землю
Увенчайте меня лаврами.
Символ олицетворяет победу и мир. Острие меча, погруженное в землю, показывает, что его работа завершена - приняв на себя славную битву, он добыл победу, в результате которой наступил мир и покой. ... имеет также и моральное значение: смысл его в том, что благочестивый христианин, сражавшийся в славной битве и добывший победу, в конечном счете возвращается к земле (могиле), обретая мир и ожидая венца бессмертия.
Меч, в сущности, состоит из лезвия и рукоятки, поэтому он является символом "соединения", особенно если, как в средние века, принимает форму креста. Меч был объектом исключительного поклонения у многих первобытных народов. Скифы имели обыкновение ежегодно приносит в жертву нескольких коней лезвию меча, в котором видели бога войны. Сходным образом римляне верили, что железо, благодаря тому, что оно ассоциируется с Марсом, способно предохранять от злых духов (8). Подобная вера до сих пор сохраняется в Шотландии (21).
Основатели городов в древней китайской книге "Шицзин" носят мечи (7).
В качестве религиозного символа меч до сих пор используется как часть церемониального одеяния епископов восточных церквей. Его первоначальное значение, однако, - символ раны и способности нанести рану, а потому - свободы И силы. Шнайдер показал, что в мегалитической культуре меч является противоположностью прялки, служащей женственным символом непрерывности жизни. Меч и прялка, соответственно, символизируют смерть и плодородие - две п^сйвоположности, составляющие базовую символику гор (Шнайдер предполагает, что эквивалентами из животного мира являются фаллическая рыба и лягушка) (50). Более того, учитывая космический смысл жертвоприношения (т.е. инверсию подразумеваемых реальностей земного и небесного порядков), в мече можно увидеть символ физического уничтожения и физической решительности (60), равно как духа и слова Божия; последнее было особенно распространенным символом на протяжении Средних веков (4). В этой связи Бейли привлекает внимание к интересному соответствию между словами "меч" (sword) и "слово" (word).
Несомненно, в символике меча присутствует социальный фактор, поскольку меч представляет собой орудие, присущее рыцарю - защитнику света от сил тьмы. Но фактом является и то, что меч играет сходную духовную роль в ритуалах, существовавших на заре времен и сохраняющихся даже в нынешнем фольклоре: он обладает магической властью отражать силы тьмы, персонифицируемые в образе "враждебных мертвых", а потому всегда фигурирует в апотрофеических ("отвращающих") танцах. Когда он выступает в ассоциации с огнем и языками пламени (которые соответствуют ему по форме и блеску), он символизирует очищение. Шнайдер подкрепляет эти сведения замечанием, что> в то время как очищение сопровождается огнем и мечом, наказанию сопутствуют плеть и дубинка (51).
В алхимии меч - символ очищающего огня. Золотой меч - Хрисаор в греческой мифологии - представляет собой символ высшего одухотворения (15).
Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало. Здесь необходимо напомнить общее значение оружия, делающее его антитезой чудовищу.
Меч, благодаря подразумеваемому им "физическому уничтожению", должен быть символом духовной эволюции, так же как дерево - символом инволюции; т. е. дерево выступает представителем жизни, развивающейся внутри материи, а.также активности. Такой дуализм духа, с одной стороны, и жизни - с другой, Людвиг Клагес, со своей стороны, разрешил в пользу жизни; однако Новалис хорошо выразил противоположное мнение своим замечанием, что "жизнь есть болезнь духа". Этот дуализм в достаточной степени иллюстрируется противопоставлением характеристик дерева (являющегося женственным) и металла. Если дерево соответствует процессу разрастания, то меч представляет обратное. По крайней мере, "Сад душевный" (Ульм, 1483) Конрада Динкмута, как и многие подобные произведения, содержит относящееся к XV веку изображение Христа, где слева от Его лица расположена ветвь дерева, а на другой стороне симметрично ей находится меч. Подобное ассоциирование меча с деревом характерно для глубокой древности: существует доисторический германский рельеф, где изображены две фигуры - одна женская, несущая ветвь, другая мужская, несущая меч. Здесь также можно усмотреть аллегорию Войны и Мира; конечно, средневековая иллюстрация может содержать аллюзию на оливковую ветвь, но ничего подобного нельзя сказать о германском рельефе.
Эвола утверждает, что меч связан с Марсом, но имеет дополнительную вертикальную - а также горизонтальную - символику, указывающую, собственно говоря, на жизнь и смерть. Он также связан со сталью как символ трансцендентной твердости всепобеждающего духа. Процитируем Эмилимо Собехано, "Мечи Испании" (в "Испанском искусстве", XXI, 1956): "Как заметил Ливии, у германских народов меч никогда не был слишком распространен; напротив, он служил в качестве символа, подобающего верховной власти и наивысшему рангу; следует вспомнить о торжественности" которой сопровождалось введение звания Comes ("спутник-меченосец"), учрежденного императором Гордианом в 247 году... Меч - почти исключительная прерогатива высокопоставленных лиц.
Существует арабское предание, гласящее, что меч изобрели иудеи и что местом, где он бмл впервые изготовлен (трагический знак того, как идея меча впервые вошла в мир), была гора Касиум в окрестностях Дамаска, которая прославилась в исламском мире своей сталью и на которой, по древнему верованию. Каин убил своего брата. Именно там, по фатальному стечению обстоятельств, осели первые ремесленники, занятые изготовлением новоизобретенного оружия".
Огненный меч свидетельствует о внутренней связи между символами меча, стали (железа). Марса и огня; все они обладают "общий ритмом". С другой стороны, им подчеркивается тепло огня и холод обнаженного металла; т.е. огненный меч является символом, подразумевающим амбивалентный синтез, подобно вулкану (gelat et ardet - "холодит и жжет"), а также символом оружия, охраняющего Рай (царство любовного огня) от земли (мир страдания).
Поскольку меч символизирует духовную активность либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и "похороненный меч", он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, котороепредстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу. Кузнец Миме не смог заново сковать его, однако Зигфриду это удалось. Во входящем в артуровский цикл эпосе, называемом "Поэмы о Гавейне" (Jean Marx. Nouvelles Recherches sur la litterature, Paris, 1965), Гавейну вручается сломанный меч, который он оказывается неспособным починить до конца, что символизирует его неспособность проникнуть к "центру" того, что им предпринято.
Кроме своей очевидной агрессивно-защитной функции, меч - важный символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света, разделения и смерти. Такой необыкновенно богатый символизм отчасти объясняется тем, что при изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур - меч короля Артура, а также использование меча в качестве эмблемы колдовского ремесла. Культ меча, особенно заметный в японской культурной традиции и в субкультуре средневековых рыцарей-крестоносцев, способствовал тому, что меч приобрел и церемониальное и ритуальное значение, например, при посвящении в рыцари. В Японии меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ Императора. В искусстве мечи - атрибут аллегорических фигур Правосудия, Постоянства Силы Духа и Гнева, а также святого Павла, который называл Слово Господа "мечом духовным". Обоюдоострый меч - особенно важный символ божественной мудрости и правды. В Откровении написано, что такой меч выходит из уст самого Христа (Откровение, 1:16). Подобно этому, в буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках. Волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи также связывали с очищением, например, в алхимии, где такой меч - эмблема огня, С очищением связаны и изображения библейского херувима с огненным мечом, который охраняет дорогу, ведущую в Эдем (Бытие, 3:24). Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, - знак как чистоты их отношений, так и запрета на близость. Дамоклов меч - из легенды о фаворите сиракузского тирана Дионисия I. Тиран посадил Дамокла на трон на один день, но при этом повесил над его головой на конском волосе меч, чтобы Дамокл понял призрачность счастья и благополучия властителя. Меч часто изображали вместе с весами, как эмблему правосудия. Меч держит в руках и архангел Михаил. Часто меч появлялся в изображениях Христа-Судии как символ кары Господней. Сломанный меч символизирует поражение. Китайские народные приметы говорят, что женщина, увидевшая во сне, что она вынимает из воды меч, родит сына; упавший в воду меч предсказывал скорую смерть женщины. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти.
ХРИСТИАНСТВО
Меч использован в качестве атрибута многих святых, которые, согласно традиции, претерпели от него мученическую смерть. Среди них: Св. Павел, которого обезглавили, Св. Евфимия, которую после того, как львы отказались растерзать ее, постигла подобная участь, Св. Агнесса, претерпевшая аналогичную смерть, и Св. Петр Мартир, который был зарублен мечом. Иногда Св. Юстину изображали с мечом, пронзающим её грудь. Архангелу Михаилу присвоен меч воина, равно как и Св. Георгию Каппадокийскому. Св. Иоанн Гуальберт иногда бывает изображен с мечом в руке, напоминающем о преследовании им убийцы его брата. Св. Мартин изображен с мечом и плащом, который он разрезал мечом надвое, чтобы дать половину нищему.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Меч в постели гарантирует целомудрие. "История Тристана и Изольды", 1484 г.
Меч в руке архашела Михаила. Гравюра на дереве. Л. Кранах. 1506 г.
Чашка японскою меча. разделяющая клинок и рукоять, ок. 1750 г.

Татуировка меч считается мужской татуировкой, которая символизирует мужество и честь, осознание своей судьбы. Женщина с мечом – это амазонка или та, что оплакивает свою утрату. Эскиз татуировки меч часто включает в себя и другие символы, например, череп, змею и т. д. Чаще всего рисунок наносится на предплечье, голень, плечо.

Меч – древнее оружие справедливости, символ борьбы за жизнь, за свои идеалы, борьбы с противником. Меч воссоздает образ воина, готового к сражению. В большинстве своем меч считается мужской татуировкой.

Женщина, на теле которой изображен меч – это или воинственная амазонка или та, что потеряла близкого в битве. В последнем случае меч, оплетенный плющом или цветами, станет памятью о потере.

Основные значения татуировки меч:

  • справедливость;
  • сила;
  • мужество;
  • честь;
  • стойкость;
  • ярость;
  • осознание неизбежности и трагичности судьбы.

Религия, философия и искусство используют меч как один из ярких символов. Меч – символ смерти и борьбы с ней, символ неуправляемой силы и справедливости, знак зла и орудие защиты.

Меч – символ борьбы с невежеством и глупостью в Буддизме. Символическое изображение семи мечей, пронзающих грудь девы Марии, отображает семь скорбей, которые терзают человеческую душу. Каббала использует меч как символ равновесия.

Сущность меча – это оружие, способное причинить смерть. Тот, кто владеет мечом, готов использовать его в битве, готов отобрать жизнь и рисковать собственной жизнью.

Меч – одно из немногих изображений, которые не применяются без фона или символов, которые дополняют его. Каждое сочетание с другим предметом меняет значение эскиза татуировки меч.

  • Меч, обвитый цветами или плющом - символ утраты, говорит о том, что близкий человек погиб в бою.
  • Меч, разделяющий мужчину и женщину - оружие, которое разделяют пару, говорит о чистоте и невинности их отношений.
  • Меч, вдетый в ножны символизирует силу, которая наделена уравновешенностью и рассудительностью.
  • Меч Дамокла - символ неизбежной судьбы, быстротечности счастья и благополучия.
  • Меч сломанный признак того, что владелец признал свое поражение в жизни, пережил невосполнимую утрату, потерял веру в жизнь.
  • Меч с танцующей фигурой выражает желание и готовность противостоять смерти во всех ее проявлениях.
  • Меч и змея знак искушений и соблазнов жизни.
  • Меч и крест символ единения, братства, крепкого союза.
  • Меч и череп (меч пронзает череп) символизирует противостояние смерти.
  • Меч сломанный - изображение говорит о большой потере, утрате, жизненном ударе, от которого нельзя оправиться.

Татуировка меч – крупное изображение, окруженное рисунком и символами. Изображение требует значительного пространства – оно отражает особую философию владельца.

Располагается татуировка меч на удлиненных частях тела: спина, нога, рука. По своей сути меч – мужское оружие, требующие силы и боевой сноровки. Изображение меча отражает мужскую сущность и подходит мужчинам. Ваш тату-мастер просто обязан отрисовать для вас уникальный эскиз татуировки с изображением меча с учетом ваших предпочтений.

Видео татуировки меч

А ниже представлены фото татуировок с изображением меча от разных мастеров.