Опасная ситуация: ОБЖ. Опасные и чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации природного характера. Экстремальные ситуации в природе и их причины

Приватизация

Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

нашу жизнь;

Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

    по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

    по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

    по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

    по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

    по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

Зачастую природа преподносит людям суровые испытания - землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лавины, снежные заносы и др.

Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный и другой ущерб (разрушение промышленных сооружений, жилых зданий, населённых пунктов и т. д.). Такие процессы и явления называют стихийными бедствиями - чрезвычайными ситуациями природного характера . Для них, как правило, характерны непредсказуемость и неопределённость времени наступления.

Возможны и другого рода ситуации, тоже возникающие внезапно, часто неожиданно и имеющие отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды (смена климатогеографических условий; резкое изменение природных условий; заболевания, отравления, укусы и другие повреждения организма, требующие экстренной медицинской помощи; вынужденное автономное существование). При этом помощь попавшим в такую ситуацию извне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные ситуации называют экстремальными .

Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пищи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются.

Такие ситуации могут возникнуть при нахождении человека в природных условиях (в лесу, в горах, в пустыне, на реке, в поле) на значительном удалении от обжитого места.

Ниже приведены основные виды возможных экстремальных ситуаций в природе.

Для выхода из экстремальных ситуаций необходимо проявить выдержку и самообладание. Это как бы пик напряжения физических и душевных сил.

Рассмотрим подробнее экстремальные ситуации, возникающие в природных условиях.

Основные виды экстремальных ситуаций в природе

  • Смена климатогеографических условий
  • Резкое изменение природных условий
  • Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи
  • Вынужденное автономное существование

Смена климатогеографических условий . При перемене привычного места проживания, т. е. при смене климатогеографических условий жизни, достаточно часто возникают следующие нарушения: температурного режима (резкого перехода от холода к теплу, и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов; солнечного режима; режима питания и питьевого режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелёте (допустим, на отдых или в командировку), как правило, известно заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.

Резкое изменение природных условий . Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, ураган, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдалении от населённых пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению или перегреву организма, переутомлению, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населённого пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, возникает проблема длительного выживания.

Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи , не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессии которых связаны с пребыванием в природной среде. Это могут быть травмы (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусы животных, тепловые и солнечные удары, переохлаждения, инфекционные заболевания. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия на организм может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.

Вынужденное автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и не по его желанию. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации.

Потеря ориентировки на местности особенно часто возникает в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако она может случиться не только с неопытным туристом.

    Вот как описывает в книге «Смерть меня подождёт» известный исследователь Сибири и Дальнего Востока, писатель и учёный Г. Федосеев случай, произошедший с ним в одной из экспедиций: «Перехожу обратно ручей и иду в темноту. Кучум бежит где-то впереди.

    Вдруг снизу ясно доносится шорох. Я оглядываюсь - меня догоняет Кучум. А ведь я думал, что пёс спереди. В чём дело? Он-то не мог ошибиться, знает, где мы шли. Так почему же собака оказалась позади меня? Неужели я свернул не там, где нужно? И замечаю, что на отроге, по которому поднимаюсь, и крутизна не та, и меньше россыпей, да и стланики не так густы, как было на спуске в ущелье.

    Не понимаю, где сбился с пути...

    После долгого раздумья поворачиваю назад...

    Слышу властный внутренний голос: «Поднимись, беги отсюда, иначе пропадёшь!» Усилием воли я заставляю себя встать. Где спасение? Вспоминаю, что по-над ручьём выше и ниже того места, где мы спустились в ущелье, виднелись небольшие скалы. Надо торопиться туда...»

Потеря группы в результате отставания или отрыва от неё, несвоевременного выхода к месту сбора группы.

Авария транспортного средства (самолёта, автомобиля, теплохода и т. д.).

Однако не всякое автономное существование следует считать экстремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в автономном существовании. Но она обеспечена продуктами питания, знает свой маршрут и без приключений идёт по нему. То же относится и к различным исследовательским экспедициям.

Другое дело, что во время похода (экспедиции) могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты питания, при переправе унесёт чей-то рюкзак с нужным снаряжением.

Конечно, нельзя предугадать и описать все возможные ситуации и дать конкретные советы, как в них действовать. Но надо понять, что во всех таких случаях необходимо решать одну, главную задачу - уцелеть, выжить.

Выживание - активная, целеустремлённая деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Вопросы и задания

  1. Какую ситуацию называют экстремальной? Назовите основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.
  2. Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины.
  3. Какое существование называют автономным?
  4. Используя различные источники, приведите примеры автономного существования человека в природных условиях.
  5. Рассмотрите предлагаемые вашему вниманию варианты и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия.

      А. В результате перехода через замёрзшую реку один из участников похода провалился в воду. Друзья быстро помогли ему выбраться из воды, но он основательно промок. Очень холодно, дует сильный ветер. Группа находится вдали от жилья, к тому же все очень устали.

      Б. В результате перехода через замёрзшую реку один из участников похода провалился в воду. Друзья быстро помогли ему выбраться из воды, но он основательно промок. Очень холодно. Однако вдали (примерно в 2 км) виднеется деревня.

    Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

Человек попадает в экстремальную ситуацию. Ситуацию, угрожающую физическому существованию человека. Экстремальный (от лат. Extremus) -- крайний. Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Экстремальные ситуации принято подразделять на:

1) экстремальные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химических отравляющих веществ, ядовитых веществ; аварии на промышленных сооружениях, коммунальных системах жизнеобеспечения, внезапное обрушение сооружений;

2)экстремальные ситуации природного происхождения: природные пожары,опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления;

3)экстремальные ситуации биологосоциального характера: алкого-лизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия, общественные беспорядки, голод, терроризм;

4)экстремальные ситуации,связанные с изменением состояния вод-ной среды, воздушной среды, почвы, недр,ландшафта; инфекционные заболевания животных, растений и людей.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.

3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.

4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. Психогенное воздействие экстремальных ситуаций складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Вполне привычное для нашей страны, для нас, явление. Ведь попасть в нее можно в любое время и в любом месте. Даже у себя дома. Вопрос лишь в том, с какими потерями человек из нее выйдет. Иногда неизвестно, что страшнее, сами экстремальные или как их еще называют, чрезвычайные, ситуации (ЧС) или их последствия. К сожалению, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) тоже становятся для нас привычными. В экстремальных условиях нужно элементарно уметь выжить. Иначе остальные проблемы для субъекта, попавшего в ЧС, могут отпасть сами по себе. Вместе с этим самым субъектом. Мертвым ПТСР не грозит. При этом выжить желательно с минимальными физическими и психическими потерями.

Безопасность жизнедеятельности – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания.

Среда обитания – окружение человека, обусловленное в конкретный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и его потомство.

Каждый человек в быту, на работе или в условиях среды обитания может попасть в такие ситуации, для которых характерны: новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особоесостояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом . Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведение и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возможности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает “психологический шок” - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К примеру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуации, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). И вот, столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, неспособными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Для того, чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие нашу жизнь;

Выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;

Стремиться избегать попадания в них. И, наконец, оказавшись в экстремальной ситуации, необходимо быстро оценить ее и свои возможности, принять грамотное решение и действовать. Таким образом, проблема выживания в экстремальных ситуациях сводится к четырем «надо»: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

Чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В данном пособии будут рассмотрены в основном различные экстремальные ситуации и проблема обеспечения безопасности человека в быту, на транспорте, при взаимодействии с окружающей средой, на производстве.

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.