Вопрос | Ответ |
---|---|
Квалифицированный механик. | |
Приказом Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 . | |
Да, можно. У нас есть пример договора, его можно посмотреть по ссылке. | |
С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке. | |
Проверка на наличие неполадок в: — тормозной системе; — рулевом управлении; — двигателе; — приборах освещения (фары, поворотники); — тахографе; — звуковых сигналах; — сцеплении; — колесах и шинах; — стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах. |
|
2 раза в день. | |
Отметка в путевом листе. | |
В специальном помещении. | |
В журнале учета предрейсовых ТО. Его образец можно посмотреть и скачать по ссылке. | |
Всем компаниям-перевозчикам. | |
Да, в размере: — для физических лиц – 3000 руб.; — для должностных лиц – 5000 руб.; — для юридических лиц – 30 000 руб. |
Чтобы помочь уберечь жизни и здоровье пассажиров, а также обеспечить безопасность на дорогах, правительство ввело ежедневные обязательные техосмотры автотранспорта в организациях, осуществляющих деятельность по перевозке людей или грузов. Это требование отражено в ч.6 п.1 статьи 20 Закона №196-ФЗ .
В ней говорится о том, что предприятия обязаны:
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Рекомендованный материал поможет узнать, кто может проводить осмотр автотранспорта, перечень процедур, а также, как оформить системную проверку ТС в аутсорсинг. Кроме того, здесь можно скачать типовой договор на проведение технического осмотра автомобиля и образец журнала предрейсового ТО.
Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств". Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.
Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.
Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 , чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.
Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.
Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.
При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности транспортных средств" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года "О правилах дорожного движения").
- исправность тормозной системы
- исправность рулевого управления
- работоспособность стеклоочистителей
- состояние колес и шин
- исправность клаксона
- работоспособность тахографа (при наличии)
- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)
- исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн
- проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья
- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол
- проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов
- проверка состояния держателя запасного колеса
- проверка положения опор полуприцепов
Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:
- осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения
- проверка обзорности с места водителя
- проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида
- проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков
- проверка ремней безопасности и подголовников
- проверка работоспособности световых приборов
- проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики
- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами
- проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования
Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Вот выдержка из КоАП РФ:
Статья 12.31.1 КоАП РФ
КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц - 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц - 10 000 рублей; на юридических лиц - 25 000 рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.
Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.
Особенно страшные последствия из-за плохого технического состояния транспортных средств случаются в результате старения и экономии на ремонте автомобильных парков, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками. Для обеспечения максимальной безопасности на дорогах в конце прошлого года, был принят новый нормативный документ, регламентирующий предрейсовый технический осмотр транспортных средств.
Согласно новому регламенту, специальный предрейсовый технический осмотр транспортных средств обязаны производить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на своём балансе наземные транспортные средства и использующие их для грузовых и пассажирских перевозок. Как известно, транспорт, используемый в коммерческих целях, подвержен интенсивным нагрузкам, соответственно, возрастает его физический износ и, вследствие, опасность аварийных ситуаций.
Перед выходом на линию должны проходить обязательный технический осмотр троллейбусы, трамваи, автобусы, такси, маршрутные микроавтобусы – городского, междугороднего и пригородного значения, а также все грузовые автомобили. Новое положение закона обязывает проводить дорейсовый осмотр всех транспортных средств предприятий, даже если они предназначены для личного пользования руководства.
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств может проводить штатный сотрудник – механик (механик-инженер, контролёр), который прошёл аттестацию Российской Транспортной Инспекции. Организация, в штате которой нет такого работника, может сотрудничать на договорных условиях со сторонней организацией, оказывающей подобные услуги на законных основаниях.
Но при этом, специалист по осмотру ТС должен лично приезжать ежедневно на предприятие, на место стоянки проверяемого транспорта. Запрещено ездить на осмотр, его необходимо проводить с места постоянной стоянки.
Если речь идёт о работе ИП, например, с одним единственным автомобилем, на котором работает сам предприниматель, то в этом случае, ему нужно пройти курсы по предрейсовому осмотру автомобилей и получить аттестат. После чего он сможет заниматься выпуском своего транспорта самостоятельно, соблюдая букву закона.
Результаты пройдённого осмотра должны вписываться в путевой лист, который отдаётся на руки водителю и является обязательным документом в рейсе.
Контролёр технического состояния автотранспортных средств несёт личную ответственность за решение о выпуске автотранспорта на линию.
В первую очередь проверяются «жизненноважные» элементы автомашины: тормозную систему, рулевое управление, сцепление. Осматривается состояние колёс, в том числе и запасного. Особое внимание уделяется рабочему состоянию звукового сигнала, световых приборов и стеклоочистителей. Как известно, по общим правилам ПДД, запрещено осуществлять движение с неработающими вышеупомянутыми приборами.
Обязательно осматривается кнопка аварийного сигнала и состояние ремней безопасности, а если машина оборудована системой спутниковой связи и кнопкой SOS, то проверяют и их работу. Наличие огнетушителей, аптечки, знака аварийной остановки и двух противооткатных средств также проверяет механик.
Механик должен в ходе проверки убедиться, что в автотранспорт не внесены конструктивные изменения, например, самовольно поставленное газобаллонное оборудование, дополнительные сидения в салоне для пассажиров, наращённые борта у грузовиков и другое. Все планируемые изменения конструктивного характера должны быть согласованы в соответствующих органах, и только после получения разрешительной документации, установлены.
В ходе ежедневного осмотра автомобиля механик должен убедиться в том, что он находится в исправном состоянии и в ходе его движения не случатся внезапные поломки технического характера.
Технический осмотр транспорта перед выходом в рейс должен проходить ежедневно: или вечером в конце рабочей смены, зная, что он до завтрашнего выхода на линию не будет эксплуатироваться, или утром перед рейсом. Согласно приказу о предрейсовом осмотре и его регламенту, механик внимательно осматривает автотранспортное средство и по результатам проверки принимает решение об исправности или неисправности ТС. Если автомобиль исправен, то делается соответствующая запись в путевом листе и журнале регистрации результатов предрейсового состояния.
Журнал предрейсового технического осмотра автомобиля, образец:
№ | Марка Модель ТС | Гос.№ | ФИО водителя | ФИО контролёра | Дата, | Показания одометра | Отметка о прохождении осмотра | Подпись водителя | Подпись контролера |
1. | Lada Granta | К152ОМ 134 | Груздев О.И. | Пронов А.А. | 01.05.2018 | 11 236 | Пройдён /не пройдён | Подпись | Подпись |
2. | |||||||||
3. |
Если автомобиль признан неисправным, то он в рейс не допускается. В зависимости от поломки, ремонт осуществляется собственными силами или машина отправляется в автомастерскую до полного устранения неисправности.
Не только автотранспорт должен проходить ежедневные осмотры, такая обязанность предусмотрена и для определённой категории водителей. О читайте на нашем сайте.
Путевой лист является основным документом, удостоверяющим законное право нахождения транспортного средства на маршруте и его исправное техническое состояние. Так как результаты предрейсового осмотра ТС вписываются в него, а именно механиком заносится запись «прошёл предрейсовый контроль технического состояния». Форма путевого листа полностью совпадает с формой журнала регистрации предрейсового техосмотра (РПТО), только в путевом листе следования есть графы для заполнения медицинским работником о медицинском осмотре водителя.
Путевой лист:
ЗАПРЕЩЕНО выпускать автомобиль в рейс, не имеющего отметку о прохождении дорейсового технического осмотра в путевом листе. Об этом говорится в правилах допуска автотранспортных средств к выходу на линию.
Отметку о неисправности автомобиля механик-контролёр вносит в журнал РПТО, не допускает его до работы, отправляет в ремонт. В путевой лист данные о поломке не заносятся и на время ремонта путевой лист не выписывается.
Лицо, проводящее техосмотр ТС перед выходом в рейс, несёт личную ответственность за принятое решение. Его фамилия, инициалы и подпись ставятся в путевом листе и журнале РПТО. Если будет доказано, что он выпустил на линию заведомо неисправный транспорт, закрыл глаза на некоторые поломки, то он будет нести личную административную ответственность в размере 3 тысяч рублей. Организация, как юридическое лицо, ответственное за предрейсовый осмотр ТС, понесёт убытки в виде штрафа в 30 тысяч рублей. А должностное лицо, ответственное за данный вид работ, будет оштрафовано на 5 тысяч рублей.
Как правило, все три административных штрафа применяются одновременно для самого юрлица, механика и должностного лица.
Новые требования государственных структур к контролю техническому состояния ТС стопроцентно оправданы, так как созданы для того, чтобы снизить количество технически неисправного транспорта на дорогах и тем самым улучшить общее состояние безопасности дорожного движения. Коммерческий транспорт эксплуатируется нещадно, в погоне за рублём предприниматели часто пренебрегают общепринятыми правилами безопасности и экономят на ремонте своего автотранспорта. Ещё одна острая проблема перевозчиков – старение автопарков.
Цены на новые автобусы очень высокие и поэтому предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, стараются выжать из старых автобусов всё, что можно, до последней копейки. Мы знаем, к каким ужасным последствиям это приводит.
Предрейсовый технический осмотр проводят в рамках комплекса мероприятий, направленных на организацию безаварийного движения автомобильного транспорта, а также бесперебойной доставки пассажиров и грузов. Организации этой работы возлагается на руководителей предприятий-перевозчиков не зависимо от форм собственности. Как происходит, проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств и другие аспекты этого вопроса вы узнаете далее.
Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.
Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс) приказом № 141, изданным 6.04.2017 г., и вступившим в законную силу 25 декабря прошедшего года, утвердило требования по организации, а также осуществлению предрейсового контроля состояния транспорта, используемого для доставки грузопассажирских потоков.
В перечень требований вошли положения определяющие:
Следует напомнить, что организация предрейсового контроля осуществляется автоперевозчиками, независимо от того являются ли они юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:
Основной задачей контролёра автотранспорта, проводящего предрейсовый осмотр, представлено выявление технических отклонений в работе систем подвижного состава, которые могут повлиять на безопасное движение, и должны устраняться до его выхода в рейс.
Контроль технического состояния проводится перед каждым выездом в рейс. Проверкой устанавливается техническое состояние автотранспорта, его соответствие требованиям безопасного движения, предусмотренных ПП РФ № 1090 от 23.10.1993 года.
Перечень работ по проверке предусмотрен инструкцией предрейсового техосмотра автотранспорта и в себя включает:
При отсутствии неисправностей автотранспорта, контролёр, во исполнение порядка оформления документов закреплённым Приказом Минтранса № 152 от 18.09.2008 года, ставит отметку о предрейсовом осмотре в путевом листе водителя «прошел предрейсовый контроль технического состояния», дату и час проверки, закрепляет личной росписью.
Одновременно с проведением ежедневной предрейсовой проверки, организовывают обязательный медицинский осмотр состояния водителей. Его проведение возлагается на дипломированных медиков, которые успешно окончили специализированное обучение и имеют лицензию на это вид деятельности.
В зависимости от наполнения автопарка автомобилями и финансовой обоснованности, допускают следующие варианты организации медосмотров:
Задачей проведения обязательного медицинского осмотра является определение готовности водителя к выполнению возложенных на него обязанностей. В ходе проверки выясняется общее состояние водителя, выявляются признаки применения алкоголя средств содержащих наркотики или иного, остаточных явлений после их применения.
При нормальном состоянии водителя, в путевой лист проставляется штамп осмотр пройден, при этом фиксируется время, дата осмотра, личные данные врача, его подпись. Факт осмотра регистрируется в журнале. В случае отстранения водителя по медицинским показателям, сведения регистрируются соответствующей записью, а руководство информируется по сути нарушения.
Правила порядок проведения предрейсового осмотра автотранспорта и водительского состава на предмет возможности выполнения должностных обязанностей, предусматривает внесение результатов журнал учета осмотров.
Он включает обязательные поля для внесения следующих сведений:
Нормативными документами не запрещено включать в журнал графы для внесения важной, по мнению руководства предприятия, информации.
Во исполнение пункта 14 Приказа Минздрава № 835 от 15.12.2014 журнал прохождения предрейсового медицинского осмотра должен содержать разделы со следующей информацией:
Установленный порядок не запрещает использование компьютерной техники для ведения журнала медосмотра, но требует обеспечение мер по сохранению информации, предупреждению возможности внесения изменений, а также при необходимости — печати любой части журнала.
Образец журнала предрейсового технического осмотра представлен ниже:
Директор за техническое состояние транспортных средств отвечает персонально. Нарушение положений об организации осмотров подвижного состава перед рейсом, освидетельствование медиком, включая послерейсовый контроль, влечёт привлечение к административной ответственности виновных.
В рамках пунктов 2 и 3 статьи 12.31.1.КоАП РФ за эти нарушения предусматривается штраф:
Мера ответственности частных предпринимателей осуществляющих грузоперевозку и доставку пассажиров, за рассматриваемые правонарушения установлена соразмерно с юридическими лицами. Не лишней представляется проверка какой штраф за отсутствие предрейсового контроля предусмотрят дальнейшие изменения закона.
Оправданным решением для малых компаний – перевозчиков является обращение в сервисные центры за услугой предрейсовой проверки транспорта, а медицинского осмотра водителей — лицензированные медучреждений. Сотрудничество осуществляется на основании заключённых договоров ( можно у нас).
Практическая реализация технической проверки представляет собой прикрепление отдельного специалиста – механика имеющего соответствующие образование, а также квалификацию для проведения этой работы. Некачественное выполнение обязанностей прикреплённым сотрудником автосервиса проводившего проверку повлёчет административную ответственность, объемом ранее указанных сумм, в отношении сервисного центра.
Сумма оплаты услуг сервисных центров зависит от региона размещения предприятия перевозчика, количества транспортных средств, проверок (в течение дня одним автомобилем могут управлять разные водители). Для Московского региона средняя стоимость проверочного пакета из 30 осмотров составляет примерно 5000 рублей.
Стоимость услуги по привлечению медицинских работников для проведения осмотра водительского состава зависит от удалённости медучреждения от места осмотра, количества привлечённых специалистов, внутренних цен учреждения на предоставление медицинских услуг. В настоящее время, средняя стоимость обследования одного водителя обойдётся предприятию примерно в 100 рублей.
Правильно организованный ежедневный предрейсовый техосмотр на порядок снизит вероятность поломки автомобильного транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Полнота оформленных документов исключит основания для предъявления претензий со стороны контролирующих государственных структур, а также предупредит возникновение ответственности в виде штрафных санкций.
Также вам будет интересно узнать про и легковым, грузовым и другими видами транспорта.
Всегда на связи наш автоюрист. Если есть вопросы, то запишитесь на бесплатную консультацию в спецформе в углу экрана.
Ждем ваши вопросы и будем признательны за лайки и репосты.
Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.
Что же это за птица и с чем ее едят?
Напомню, что путевой лист - это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.
Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.
Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.
По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.
Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.
Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.
Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.
По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.
Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:
Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно .
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.
Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.
С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.
Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном - это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).
Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" не действует с 29.12.2016 года.
Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.
Согласно, п. 12 ст. 2 "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир - это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.
Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.
Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист - это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.
С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).
Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.