Миграционные процессы в снг. Трудовая миграция в странах снг: формальные преграды - реальные проблемы. Основные проблемы трудовой миграции в СНГ

Приватизация

Эмиграция в Россию сегодня является актуальным вопросом для многих жителей постсоветского пространства. Некоторые специалисты считают, что именно эмиграция помогает обеспечить увеличение населения РФ в последние несколько лет. При существующей демографической ситуации наблюдается уменьшение естественной убыли населения, так что без иммигрантов все равно не удалось бы добиться такого результата. Тем более многие состоятельные граждане хотят .

Процедура эмиграции довольно жестко регулируется действующим законодательством, а те иностранцы, которые прошли через все инстанции, зачастую жалуются на бюрократию и проволочки.

Если говорить о процессах миграции в целом, то Россия занимает второе место в мире после США по количеству проживающих в ней мигрантов. Этот показатель демонстрирует тенденцию к росту в том числе и из-за того, что в последние годы наметился такой процесс, как возвращение эмигрантов в Россию и потоки репатриантов с юго-востока Украины.

Как переехать в Россию на ПМЖ?

Если человек решительно настроен , то у него есть несколько вариантов:

  1. Принять участие в государственной (в ней есть свои недостатки, но она подходит для тех, кто был рожден в СССР, а затем выехал на ПМЖ в другое государство; более подробно все эти условия будут рассмотрены ниже).
  2. (подходит только для граждан тех стран, где идут военные действия, и есть угроза жизни и здоровью людей).
  3. — это вариант для тех, кто подвергается личному преследованию со стороны государства у себя на родине.
  4. — этот вариант используется ограничено, в основном для русскоговорящих иностранцев и то не для всех.
  5. которое позволяет при эмиграции получить почти равные с россиянами экономические и социальные права, но при этом заявителю не надо отказываться от своего гражданства.
  6. . Этот вариант возможен только в том случае, если заявитель прожил в стране более 5 лет.

Многие люди путают ПМЖ и вид на жительство. На самом деле ПМЖ — это просто термин, используемый для упрощенного понимания всей процедуры эмиграции, смыслом которой является постоянное проживание на территории России. Сюда включают все перечисленные выше возможности переезда со всеми вытекающими юридическими последствиями. Но к юриспруденции он прямого отношения не имеет.

А вот ВНЖ — это вид на жительство, юридический термин, который означает оформление определенного миграционного статуса, который подтверждается соответствующими документами. Для того чтобы узнать, что для этого нужно в том или ином случае, желательно проконсультироваться с юристом.

Смотрите в видео: отличие ВНЖ от ПМЖ.

Программа возвращения соотечественников

Соответствующая программа была принята в 2006 году, а с 2012-го она стала бессрочной. Для этой программы имеет значение термин «соотечественники за рубежом», который включает в себя людей, проживающих за пределами РФ, но сделавших свой выбор в пользу не только правовой, но и духовной и культурной связей с Россией.

Это включает:

  1. Людей, состоявших в гражданстве Советского Союза, проживающих в государствах, созданных на основе бывших советских республик, и получивших гражданство этих стран, и их потомков.
  2. Эмигрантов из РСФСР, Советского Союза или Российской Федерации, ставших гражданами иностранного государства или получивших ВНЖ, лиц без гражданства.

В соответствии с этой программой, можно переехать не только из Украины или Беларуси, но и из Казахстана в Россию. Теоретически по этой программе могут вернуться даже дети мигрантов, которые когда-то из Советского Союза переехали в США. В конце концов, не у каждого там жизнь сложилась так, как это представлялось при переезде.

Людям, которые переселяются по этой программе, положен ряд льгот. Это, к примеру, беспошлинный ввоз своего имущества, компенсация затрат на проезд и провоз багажа. Однако в последнем случае есть ограничения. Для семьи из 3 человек компенсируют только 1 пятитонный контейнер, а для большой семьи — 2 пятитонных. Но легковой автомобиль тоже можно будет провезти без пошлины.

Есть один важный момент: в зависимости от того, где именно в России будут жить переселенцы, устанавливается так называемая категорийность территории вселения. Изначально использовались типы «А», «Б» и «В», но в настоящее время, начиная с 2013 года, подход изменился: теперь выделяют приоритетные территории. Это, например, Бурятия, Иркутская и Магаданская области, ЕАО и ряд других.

При переезде на такие территории платят увеличенные подъемные: заявитель получает 240 тысяч рублей, а каждый член семьи — до 120 тысяч рублей. Вообще программа уникальна, вряд ли такую можно найти в США, хотя близкие есть в Израиле и некоторых странах Европы. Хороша тем, что она обеспечивает определенную социальную поддержку переселенцам, в том числе пособие, если они не сразу найдут работу в России.

Однако следует учесть, что заявителем может быть только дееспособное лицо. Среди членов его семьи могут быть инвалиды, но сам он должен быть дееспособным.

Документы для мигрантов из всех бывших республик установлены одинаковые: гражданский паспорт самого заявителя, бумаги, подтверждающие его семейное положение, диплом (тут придется уточнить, так как для жителей некоторых стран есть необходимость в оформлении подтверждения — апостиля). Кроме того, подаются документы на каждого члена семьи. Понадобится и домовая книга.

Обратите внимание на видео: необходимые документы по программе переселения соотечественников.

Эмиграция из Казахстана по программе возвращения соотечественников пользуется популярностью у тех, кто готов переселиться в приоритетные для нее регионы: города Сибири и Дальнего Востока. Граждане Украины, решившие воспользоваться от этой программой, как правило, уезжают по политическим мотивам, так что зачастую регион не имеет принципиального значения.

Получение временного убежища

Этот вариант остается популярным среди украинских граждан. Такие эмигранты стараются переждать на территории России сложную обстановку в своей стране. Но статус сам был введен в начале 1990-х годов, когда подобные события происходили на Кавказе и в Средней Азии. Действительно, вряд ли США или Европа захотят предоставлять убежище таким людям. Да и в России для них более комфортная с точки языковой среды и культуры обстановка.

Смотрите в видео: информация о получении свидетельства на временное убежище в России.

Чтобы получить статус беженца, нужны такие документы, как медицинская справка установленной формы, заявление, данные дактилоскопии (ее проходят уже в РФ) и фотографии.

Скачать бланк заявления о предоставлении временного убежища в территории РФ можете на нашем сайте .

Образец заполнения заявления .

Сначала этот пакет подавали в ФМС, а с 2016 года — в ГУВМ УМВД. Кроме того, туда подают национальный паспорт, а взамен получают временное удостоверение, по которому можно будет устроиться на работу, не получая соответствующий патент.

Так выглядит свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ

В отдельных регионах существуют свои программы материальной помощи беженцам — для этого также предъявляют временное удостоверение. Таким образом, его обладатель получает практически те же социальные права, что и гражданин РФ, то есть он может отдать ребенка в школу или детский сад, лечиться в государственной поликлинике, устроиться на работу без дополнительных документов.

Такой статус предоставляется только на 12 месяцев. Но его можно продлить, если пока вернуться на Родину невозможно.

Если у себя в стране, будь то хоть Украина, хоть США (вспомним Сноудена), человек подвергается преследованию со стороны государства, он может получить в России статус беженца. В этом случае он также получает ряд гарантий, но российский паспорт ему не выдают. Этот статус будет действителен в течение 3-х лет, потом его можно будет продлить. А российское гражданство можно будет получить через 4 года проживания в стране.

Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений. Хотя рекомендательный акт так и не был претворен в законодательный, он обозначил более высокий стандарт документов, регулирующих трудовую миграцию, тем самым, способствуя их последующему развитию. Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана.

Международная миграция рабочей силы в странах снг

Государство поощряет развитие приграничной трудовой миграции, содействует укреплению экономических, научно-технических, культурно-просветительских связей и обмену рабочей силой между сопредельными территориями государств СНГ. Контроль за миграционными процессами на приграничных территориях осуществляется в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

Правовое положение трудящихся-мигрантов определяется законодательством государства трудоустройства с учетом проживания трудящихся-мигрантов на территории государства выезда. разработка и реализация государственной политики в области трудовой миграции осуществляется органами, в чьем ведении находятся данные вопросы, и структурными звеньями на местах с учетом состояния внутреннего рынка труда.

Трудовая миграция в странах снг и защита прав трудящихся-мигрантов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Творческий анализ статьи: Щербакова В. «Трудовая миграция в странах СНГ и защита прав трудящихся-мигрантов» – Общество и экономика, – 2004г. – №11-12 Выполнил: студентка II курса группы СЦ-06-1 Жукова В.Е. Проверил: Коломоиц Юрий Иванович Днепропетровск 2008г.
Данная статья посвящена именно трудовой миграции. Вся история человеческого развития связана с процессом миграции. С давних пор люди расселялись по всей земле в поисках лучшей доли.

Можно говорить даже о том, что существовали целые кочевые народы, которые являлись потенциальными мигрантами в древние времена. Также можно говорить о том, что такие страны как США, Канада, Австралия возникли благодаря миграции.


И по сей день, эти страны являются очагом привлечения мигрантов. В 2000 году почти 175 млн.
Соответствующие органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства. Работодатель также обязан расторгнуть трудовой договор по требованию соответствующего органа в случае нарушения трудящимся-мигрантом действующего законодательства.


Соответствующие медицинские службы могут в случае необходимости удостоверить как в момент отъезда, так и по приезде состояние здоровья трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государство трудоустройства может потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государства выезда в случаях нарушения им законодательства государства трудоустройства.

Миграция рабочей силы в странах снг и ее основные особенности

Термин «государство трудоустройства» означает государство, в котором трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой трудовой деятельностью. Термин «члены семьи» означает лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Трудовой миграцией признается: выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту); въезд граждан другого государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются; приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

Трудовая миграция снг

Вместе с тем не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку («этнических анклавов»).

Важно

Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Статистические данные показывают, что в целом страны СНГ по состоянию на 2011 год представляют собой зону социального неблагополучия.Международная трудовая миграция.Проблемы.

Трудовая миграция стран снг

Некоторые профцентры одобряют меры правительств по ограничению их доступа в страну, и это особенно касается «новых мигрантов» с Востока, другие – выступают за приём мигрантов «на основе потребностей страны в рабочей силе», третьи – за возможно полную свободу их приезда и представление им максимального равноправия в области оплаты и условий труда. Исходя из современного устройства развитых стран мы понимаем, что третий вариант наименее оптимальный, так как мы знаем, что помимо предложений работодателей, готовых взять на работу мигранта, и интересов государства есть также и отношение к мигрантам местного населения. Мы понимаем, что при большом количестве иммигрантов возникнет большая конкуренция на рынке труда, а так как мигранты готовы работать за меньшую плату и в худших условиях работодателям выгоднее взять на работу именно мигрантов.

Трудовая миграция в снг тенденции и проблемы регулирования

Государства предпочли вести двусторонние переговоры или подписывать соглашения в более узких рамках Такое соглашение имеется в ЕврАзЭС и есть ряд двусторонних договоров, которые предусматривают безвизовое перемещение граждан. В государствах стали принимать миграционное законодательство, нормы которого не соответствовали ряду положений ранее заключенных соглашений по СНГ.
Но практика показывает иное. В утверждаемых правительствами государств Содружества квотах не выделяется численность для трудящихся-мигрантов из стран СНГ. Ив Казахстане, например, в общей численности иностранных трудящихся до 90% являются гражданами стран «дальнего зарубежья», Киргизии - более 70% и в Украине? 63%.
Чего ждать от миграции? Большая часть трудовых мигрантов даже в условиях кризиса предпочитает оставаться на территории России.

Трудовая миграция из стран снг в россию

Внимание

Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится государством, законодательство которого распространялось на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или иного повреждения здоровья. Государство трудоустройства несет ответственность за перевод причитающихся сумм за причиненный ущерб здоровью по месту постоянного жительства трудящегося-мигранта.


В случае смерти работника работодатель (наниматель) организует и несет все затраты, связанные с перевозкой тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда. Наниматель (работодатель) информирует об этом дипломатическое или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти.
Но если характеризовать ситуацию в Украине можно сказать, что иммигранты, которые приезжают на заработки в нашу страну, едут из менее развитых стран и направлены на выполнение работ вторичного рынка труда (строительство, промышленность, транспорт, сельское хозяйство). Но если даже легальные иммигранты живут и работают в трудных условиях, то, что говорить про нелегальную миграцию. Широкое использование нелегалов приводит к тому, что цивилизованного рынка труда нет. Есть «чёрный нал», уход от налогов, работодатели, сбивающие цену рабочей силы, полное бесправие в области охраны труда, отсутствие трудовых контрактов, документов, медицинских страховок. Уместно говорить о том, что нелегалы терпят угнетение не только со стороны местного населения и работодателя, но также они терпят постоянные поборы и вымогательства со стороны правоохранительных органов. Но, всё же, нелегалы терпят.
Спустя год после начала острой фазы мирового экономического кризиса «Международная кризисная группа» (MKT) решила оценить его последствия для государств Центральной Азии — Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, значительную часть ВВП которых составляют денежные переводы трудовых мигрантов. Выводы проведенного МКГ исследования гласят, что, несмотря на апокалипсические прогнозы ряда аналитиков, худшего для стран региона сценария развития событий пока удалось избежать. Однако опасность дестабилизации внутриполитической ситуации, возникшая в связи с сокращением денежных переводов трудовых мигрантов и резким ухудшением социально-экономического положения, продолжает сохраняться.

Рязанцев с.в трудовая миграция в странах снг

Более того, массовое привлечение мигрантов будет препятствовать инновационному и промышленному развитию экономики, так как наличие избыточной дешевой рабочей силы лишает предприятия стимулов к повышению производительности труда и внедрению новых технологий, консервируя тем самым технологическую отсталость. Большие сомнения вызывает и то обстоятельство, что России в ближайшем будущем вообще потребуется то количество рабочих рук, которое было занято в докризисной экономике. Прежняя модель экономического роста во многом была основана на сверхдоходах от нефтегазового экспорта, повлекших за собой разбухание потребительского рынка, и, соответственно, увеличение занятости в торговле и сфере услуг. Теперь же этот сектор естественным образом сжался. Сокращение персонала происходит и на промышленных предприятиях, во многом сохранявших старую, советскую кадровую структуру.

Проблема внешней трудовой миграции остается актуальной. Заканчивающийся кризис ее еще больше усугубил. Как же можно продвинуть решение назревшего комплекса проблем? Что предстоит сделать в первую очередь? Какова роль негосударственных агентств по трудоустройству?

1. Требуется унификация правил игры. Содружество Независимых Государств (СНГ) принимает активное участие в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции, в том числе на международных рынках труда, актуализирует в рамках СНГ вопросы совместной миграционной политики. Особого внимания заслуживает совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, гармонизация и сближение национальных законодательств в этой области.

Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда - Россия. Казахстан, как и Россия, является одновременно и принимающей и направляющей страной.

Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.

Поэтому анализ формирования миграционной политики в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ, а затем следует переходить к двусторонним договоренностям.

Трудовая миграция в странах СНГ сразу же после дезинтеграции СССР стала стремительно набирать силу. В этой связи быстро возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться, а в некоторых странах его вообще не было.

Одним из первых было заключено 15 апреля 1994 года Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ , подписанное всеми странами СНГ в Москве и ратифицированное всеми государствами кроме Узбекистана. Соглашение носило во многом общий характер, однако это был один из первых документов Содружества по проблемам миграции населения. Было бы ошибкой отрицать важность его принятия, и оно стало отправной точкой для развития партнерского процесса между странами СНГ в области трудовой миграции, основанием для разработки много- и двусторонних соглашений, их постепенного содержательного наполнения и совершенствования. Именно это Соглашение поставило на повестку дня проблемы трудовой миграции, заставило задуматься о правах мигрантов, что в общем способствовало более гуманному к ним отношению со стороны принимающих сообществ.

Соглашение о трудовой миграции дополняет Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией , подписанное 6 марта 1998 года в Москве. В основе данного Соглашения - контрольные функции. Однако в нем ничего не говорится о возможностях и каналах легализации.

Ограниченность Соглашения о трудовой миграции, принятого в 1994 г. потребовала принятия 13 мая 1995 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ », в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений.

Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств .

Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана. Конвенция разработана в контексте соответствующих международных конвенций и охватывает значительно более широкий круг вопросов по сравнению с Соглашением 1994 года, и она может стать хорошей основой для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что в рамках Содружества принят еще ряд важных документов по вопросам миграции. Например, 5 октября 2007 г. в Душанбе принято Соглашение «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ », которое было подписано представителями всех стран кроме Грузии, Молдавии и Туркмении; 3 апреля 2008 г. - модельный закон «О противодействии торговле людьми ».

2. Двусторонние соглашения: путь к учету национальной специфики миграционных процессов. Другой важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения - традиционное средство регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся проблем, оно представляет собой эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются с задачей или не касаются тех конкретных проблем, которые актуальны для двусторонних отношений. При этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как и региональные, разрабатывались и реализовывались в контексте международных норм и рамочных актов с тем, чтобы предпринимаемые усилия были взаимодополняющими.

Нет сомнения, что в России проводится значительная работа по формированию миграционной политики Российской Федерации и государств-участников СНГ. Изменение процедур получения разрешений на работу в России гражданами стран СНГ является одним из принципиальных элементов реформирования российского миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 году. Порядок получения разрешений на работу для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет режим безвизового въезда, был существенно упрощен. Трудовые мигранты из этих государств получили более свободный доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу и получив право смены работодателя в пределах региона, где это разрешение получено.

Кардинальное изменение ориентиров российской миграционной политики в отношении трудовой миграции из стран СНГ явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства, во-первых, в оценке роли трудовой миграции в экономическом развитии России и, во-вторых, по отношению к методам борьбы с незаконной миграцией.

Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, что, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена такая модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативы незаконной миграции. В течение 2007-2008 годов, т.е. после того, как новые законы вступили в силу, российские миграционные службы ежегодно выдавали более 2 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, что вдвое больше, чем в 2006 году и втрое больше, чем в 2005 году. Существенно изменился и состав иностранной рабочей силы, официально привлекаемой на работу в России, практически в три раза сократилось количество нелегальных трудовых мигрантов.

Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:

  • во-первых , в четко обозначенной группе государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих «предпочтительных миграционных партнеров»;
  • во-вторых , в стремлении легализировать трудовую миграцию;
  • в-третьих , в регулировании трудовой миграции как приоритетном направлении государственной миграционной политики;
  • в-четвертых , в смещении направлений в борьбе с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство;
  • в-пятых , в повышении миграционной привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства;

Тем не менее, ряд принятых в конце 2008 г. и в 2009 г. поспешных, на наш взгляд, решений (сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.), может свести на нет большой положительный эффект введения новых законов и ориентиров миграционной политики России.

3. Рекомендации на перспективу. Какие могут быть приняты рекомендации на перспективу по дальнейшему развитию интеграционных процессов в СНГ в части совершенствования миграционной политики России и стран СНГ?

Прежде всего, следует продолжить и обеспечить полное выполнение постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств-участников СНГ», принятого на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (№ 29-5 от 31.10.2007).

В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей. Назрела необходимость определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции . Необходимо в ближайшее время принятие модельного закона государств-участников СНГ «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», проект которого разработан экспертной группой по поручению Секретариата Межпарламентской ассамбли СНГ.

Также было бы целесообразно рассмотреть возможность подготовки и принятия ряда межправительственных соглашений на двустороннем уровне, в частности:

  • о порядке взаимодействия организаций государств-участников СНГ, оказывающих комплекс услуг, связанных с организованной подготовкой и выездом граждан на работу за пределы государства постоянного проживания и прибытием в принимающее государство, трудоустройством и жилищно-бытовым обустройством;
  • о дальнейшем развитии инфраструктуры трудовой миграции путем комплексирования сервисных институтов (информационных и юридических консультационных центров, оказывающих услуги по трудоустройству и жилищно-бытовому обустройству и др.), обеспечивающих легитимность, информированность и защищенность трудящихся-мигрантов;
  • о распределении действий между направляющими и принимающими трудящихся-мигрантов государствами-участниками СНГ в процессе осуществления организованного подбора, подготовки и направления граждан в принимающее государство с целью осуществления трудовой деятельности;
  • о едином порядке осуществления тестирования и сертификации граждан, выезжающих на работу за пределы государства своего постоянного проживания, на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям нанимателя в принимающем государстве-участнике СНГ;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ по формированию системы раннего предупреждения и предотвращения социально-политических конфликтов, следствием которых является экстренная массовая миграция населения;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ в решении проблем, связанных с адаптацией трудящихся-мигрантов в принимающем государстве.

Кроме того, в мероприятиях на 2010 год целесообразно предусмотреть разработку Федеральной целевой программы (ФЦП) по созданию и внедрению в практическую деятельность механизмов организованного подбора, подготовки и направления на работу за рубеж граждан государств-членов СНГ. Указанная ФЦП органично дополнит вышеуказанные международные правовые нормативные акты и позволит создать в области организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы целостную правовую базу для реализации этого подхода на практике.

Необходимо также предусмотреть ряд мер по повышению роли образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России и государств-участников СНГ.

Что касается совершенствования миграционной политики в Российской Федерации, то необходимо скорейшее принятия находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов-нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.

В выработке и реализации эффективной миграционной политики в Российской Федерации, особенно в сфере трудовой миграции, на наш взгляд, большую роль должен сыграть негосударственный сектор . Необходимо сказать слова благодарности государственным органам, прежде всего, Федеральной миграционной службе, которые много делают в этом направлении. Однако, учитывая численность мигрантов, объемы миграции, которые в настоящее время существуют, только один государственный сектор не в состоянии качественно и квалифицированно решить возникшие проблемы, еще больше усугубившиеся в период финансового кризиса. В этой связи большая роль отводится институтам гражданского общества . В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильного государства. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

По нашему мнению, необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан . Для этого, на наш взгляд, необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого закона, но то, что он необходим - это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

Благодарим за Ваше мнение.

При отправке комментария произошла ошибка .

Попробуйте повторить позднее.

Статистика демонстрирует значительный рост объемов трудовой миграции в Россию как из Евразийского экономического союза, так и из неприсоединившихся к ЕАЭС стран СНГ. Объемы денежных переводов из РФ, которые мигранты отправляют на родину, также значительно возросли. При этом, несмотря на то, что трудовым мигрантам из государств ЕАЭС устроиться на работу в России гораздо проще, чем, например, гражданам Таджикистана и Узбекистана, из этих двух стран в РФ прибывает больше мигрантов, чем из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Трудности подсчета

По данным МВД России,за последние пять лет число работающих в России граждан Кыргызстана увеличилось в пять раз, а Армении – вдвое. Если в 2012 г. на территории РФ работало 79 375 чел., то в 2017 г. – уже 376 863 чел. Численность работающих в России граждан Армении за этот же промежуток времени возросла с 90 549 до 232 247 чел. При этом Кыргызстан и Армения в 2017 г. занимали первое и второе места по числу работающих в России мигрантов из стран ЕАЭС, опережая Беларусь (124 633) и Казахстан (88 202).

После создания ЕАЭС в начале 2015 г. миграционный режим между его участниками был либерализован, и мигранты стали указывать работу в качестве цели прибытия гораздо чаще, что и привело к формальному росту объемов трудовой миграции.

Трудовая миграция из государств ЕАЭС и ранее была очень значительной. Так, по данным Федеральной миграционной службы РФ, на начало марта 2016 г. в России насчитывалось 573 тыс. граждан Кыргызстана и 470 тыс. – Армении. Даже если учесть, что часть из них находилась в России с целью учебы, в деловых поездках или с частными визитами у родственников, общее число трудовых мигрантов все равно получается внушительным и как минимум сопоставимым с озвученными МВД цифрами.

Откуда едут мигранты

Миграционные процессы в рамках ЕАЭС действительно заметно активизировались. Отсутствие необходимости приобретать патент на право ведения трудовой деятельности в РФ и сдавать необходимые для этого экзамены по русскому языку, истории и праву привело к тому, что число работающих в России граждан стран ЕАЭС заметно возросло. А миграционное пространство СНГ стало делиться на две большие зоны, первая из которых представляет собой страны ЕАЭС, а вторая – все прочие республики бывшего СССР, у которых с Россией сохранился безвизовый режим.

Большая часть трудовых мигрантов по-прежнему прибывает в Россию из «неприсоединившихся» государств, которые в ЕАЭС не входят.

Согласно данным МВД, за январь-март этого года с целью ведения трудовой деятельности в РФ прибыли 41,2 тыс. граждан Армении, 30,3 тыс. – Беларуси, 22,4 тыс. – Казахстана и 77,3 тыс. – Кыргызстана. В совокупности на долю стран ЕАЭС, таким образом, пришлось 171,3 тыс. трудовых мигрантов. При этом из Азербайджана в Россию с этой же целью прибыли 34,4 тыс. чел., из Таджикистана – 234,5 тыс., Узбекистана – 471,5 тыс., а из Украины – 105,7 тыс. То есть число мигрантов из Узбекистана и Таджикистана многократно больше объемов трудовой миграции из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Число трудовых мигрантов из государств ЕАЭС в России по итогам прошлого года росло медленнее, чем из прочих стран СНГ, включая Грузию и Украину. Если количество мигрантов из государств ЕАЭС выросло по сравнению с 2016 г. на 10,9%, то из остальных стран СНГ – на 14,8%. При этом численность граждан Армении, прибывших в Россию с целью работы, увеличилась на 10,7%, Беларуси – на 27,5%, Казахстана – на 23,2%, а Кыргызстана – всего на 4,1%. При этом количество мигрантов из Таджикистана выросло на 11,8%, а из Узбекистана – сразу на 27,2%.

Куда уходят деньги

Похожая ситуация складывается и с денежными переводами. Для трудовых мигрантов это самый простой и надежный способ отправить деньги на родину. В целом ряде «неприсоединившихся» стран СНГ их объем за прошлый год вырос гораздо более значительно, чем в государствах ЕАЭС. По данным Центробанка РФ, в 2017 г. денежные переводы физических лиц в Кыргызстан и Казахстан по сравнению с предыдущим годом увеличились на 27%, в Беларусь – на 19%, а в Армению – только на 6%. При этом объем переводов в Узбекистан вырос сразу на 42%, в Таджикистан – на 31%, в Азербайджан и Молдову – на 21%, а в Украину – всего на 5%.

Опережающий рост трудовой миграции и денежных переводов в Узбекистан и Таджикистан на протяжении 2017 г. объясняется, по всей видимости, как начавшимся оживлением экономики РФ, так и адаптацией этих стран к системе трудовых патентов, введенных РФ в 2015 г.

Поскольку же страны ЕАЭС сумели воспользоваться льготным миграционным режимом с Россией уже в 2015-2016 гг., их трудовая миграция в настоящее время растет не столь быстро. При этом преимущества, которыми пользуются союзные государства, по-прежнему позволяют им увеличивать число работающих в России трудовых мигрантов и объем отправляемых ими денежных переводов.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук


Введение

1. Экономические проблемы миграции рабочей силы в Россию

2. Правовые проблемы трудовой миграции в СНГ

Заключение


Введение


Миграция рабочей силы для России - сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, Россия активно пытается внедриться на мировой рынок труда, а с другой, в РФ пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.

Трудовая миграция в странах СНГ стала масштабным и значимым социально-экономическим явлением. По нашей оценке в ней задействовано приблизительно 8-11 млн. человек, или 6-8% экономически активного населения стран региона. Основной причиной трудовой миграции является дифференциация стран СНГ по социально-экономическим показателям. На фоне снижения уровня жизни, свертывания производства и роста безработицы, некоторые государства региона (например, Россия и Казахстан), отличаются социально-экономической стабильностью, емким рынком труда и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географической близостью, безвизовым режимом, «прозрачностью» пересечения границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в пользу России и Казахстана. Более высокие показатели уровня жизни и зарплаты формируют достаточно большие потоки трудовых мигрантов из стран СНГ в экономически развитые страны.

В работе рассматриваются экономические и правовые проблемы миграции рабочей силы в Россию.

1. Экономические показатели миграции рабочей силы в Россию


Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен.

Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся-мигрант. В соответствии с Международной конвенцией о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся-мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В некоторых научных работах трудовая миграция рассматривается шире, считается одной из разновидностей временной миграции населения, нацеленной на работу за пределами места постоянного жительства, в том числе и за границей. В этом случае к трудовой миграции относятся маятниковая и некоторые другие виды миграции. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной конвенции ООН 1990 г.

По данным МОТ, в настоящее время в международной трудовой миграции ежегодно принимают участие 20 млн. человек из более 100 стран мира.

Практически все страны СНГ являются посылающе-принимающими, т.е. в них экспорт рабочей силы преобладает над импортом. Исключение составляют Россия и Казахстан, которые больше принимают мигрантов, чем направляют в другие страны. Но это деление довольно условно и может изменяться в зависимости от многих факторов: уровня экономического развития стран, демографической ситуации, иммиграционной политики и т.п.

Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.

Законность статуса иностранного работника складывается из трех компонентов - это въезд, пребывание и занятость.

Таким образом, нелегальными трудовыми мигрантами можно назвать тех иностранцев, которые отвечают хотя бы одному из требований: незаконно пересекли государственную границу, работают без специального разрешения на трудовую деятельность, не имеют регистрации по месту пребывания в соответствии с национальны законодательством, а также, если нарушили сроки пребывания, или цели пребывания не соответствуют заявленным при въезде.

Трудовая миграция оказывает существенное влияние на страны, отдающие и принимающие трудовых мигрантов.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.

Важно сказать несколько слов об учете трудовой миграции. Со статистической точки зрения учета важной характеристикой трудовой миграции является временный характер пребывания мигранта в месте работы или пребывание с периодическим возвращением к месту постоянного жительства. Именно учет фактора временности пребывания позволяет выделять трудовых мигрантов в статистике. Итак, в России мы имеем несколько источников данных по трудовой миграции: данные Федеральной миграционной службы России (ФМС), данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), данные Министерства внутренних дел России (МВД), данные Пограничной службы Федеральной службы безопасности России (ФСБ), данные Министерства иностранных дел России (МИД), данные министерств и ведомств стран СНГ, данные Межгосударственного статистического комитета (Статкомитета) СНГ, пограничная статистика стран СНГ, данные национальных переписей населения стран СНГ и Балтии, данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), данные национальных переписей и текущего учета населения некоторых стран мира, данные Международной организации труда (МОТ), данные Международного центра по развитию миграционной политики, данные Международной организации по миграции (МОМ)

Основной поток трудовых мигрантов в границах Содружества идет в Россию. Согласно данным федерального государственного статистического наблюдения за трудовой миграцией, осуществляемого ФМС МВД России, за период 1994-2010 гг. на территорию России были привлечены 2.416,5 тыс. рабочих и специалистов из стран Содружества. В среднем это составляет 50,3% общего количества иностранной рабочей силы (4.808,8 тыс. человек), привлеченной Россией из всех зарубежных стран.

Первое место среди стран-экспортеров СНГ занимает Украина, поставившая за двенадцать лет 1.202,6 тыс. работников (49,8% рабочей силы из СНГ). Крупным экспортером остается Молдавия - 240,6 тыс. человек (10 %). До 1997 г. в больших количествах - около 10-11 тыс. человек в год прибывала рабочая сила из Белоруссии, однако в последствии в связи с созданием Союза России и Белоруссии учет белорусских работников в качестве иностранной рабочей силы практически прекратился. В целом же из европейских стран - участниц СНГ за 1994-2010 гг. в Россию прибыло около 62% контингента рабочих и специалистов.

Определенно все большее значение для российской экономики представляет импорт рабочей силы из государств Средней Азии. Из этих стран в России работали по контрактам 608,1 тыс. человек, т.е. 25% рабочей силы из стран СНГ.

Менее активно привлекается рабочая сила из других регионов СНГ. За рассматриваемый период из государств Закавказья, из этих стран в Россию приехало 319,6 тыс. человек, или 12,9% численности рабочей силы из стран Содружества. Причины неравномерного использования трудового потенциала стран Содружества для привлечения рабочей силы в Россию обусловлены географической удаленностью государств Центрально-Азиатского региона, отсутствием традиций трудовой миграции, более низким квалификационным уровнем работников.

По сравнению с Россией численность привлекаемой иностранной рабочей силы другими странами СНГ незначительна и не превышает нескольких тысяч человек ежегодно


Таблица 1 - Примерные средние ежегодные масштабы трудовой миграции в некоторых странах СНГ в 2011 г., тыс. человек

Трудовая иммиграцияТрудовая эмиграцияЧисленность занятого населенияЛегальнаяНелегальнаяЛегальнаяНелегальнаяРоссия460,442056,3н/д66.752,0Беларусь0,5345н/д4.335,0Молдова0,60,6н/д1.389,0Украина7,7645,7н/д21.400,0Казахстан17,3211,7н/д7.182,0Кыргызстан0,71,510,1н/д1.900,0Таджикистанн/дн/д23,3н/д1.887,0Туркменистанн/дн/д0,34н/д1.700,0Узбекистанн/дн/д24,6н/д9.333,0Азербайджанн/дн/д9,9н/д3.764,0Армениян/дн/д17,2н/д1.111,0Грузиян/дн/д3,9н/дВ целом СНГ400800100н/д122.819,0

Таким образом, привлекаемая на контрактной основе иностранная рабочая сила составляет не более 0,3-0,5% занятого населения стран СНГ. Однако в отдельных регионах России доля иностранной рабочей силы среди занятых выше и варьирует от 0,5 до 3,2%. Привлечение граждан из СНГ, а также из третьих стран для работы по договорам носит, как правило, избирательный характер для выполнения тех работ, которые непривлекательны для местного населения (строительство, транспорт, сельское, лесное хозяйство).

Рабочая сила привлекается в основном в крупные города, где используется для обеспечения необходимыми кадрами отдельных отраслей и производств в трудонедостаточных и малонаселенных районах с относительно стабильной экономической конъюнктурой и устойчивым спросом на представителей массовых профессий и специальностей, а также в регионы, расположенные в непосредственной близости к границам стран-экспортеров рабочей силы. Развитые страны Запада гораздо более широко привлекают на свои рынки труда иностранную рабочую силу, включая рабочих приграничных регионов.

В условиях развития рыночных отношений приглашение специалистов по отдельным отраслям знаний и профессиям, подготовка которых в какой-либо стране СНГ не ведется, вполне оправданное явление. Однако встречаются случаи, когда к работе в странах Содружества привлекаются иностранные граждане по профессиям и специальностям, в избытке имеющимся на местном рынке труда. Такое положение объясняется отсутствием мониторинга за спросом и предложением рабочей силы по профессиям и специальностям, разобщенностью в работе государственных и негосударственных служб занятости, наличием элементов коррупции, ослаблением внимания к аналитической балансовой работе в области труда и занятости.

Оценки масштабов нелегальной трудовой миграции сложны, но, тем не менее, возможны. В их основе могут лежать различные источники информации, включая данные опросов работодателей предприятий, государственных управленческих структур, сведения налоговых служб, результаты проверок ФМС и миграционных инспекций. Совершенно очевидно, что многие из них будут связаны с данными общей нелегальной миграции, которая представляет собой более широкое понятие. В исследовании пришлось отталкиваться от масштабов и методов оценки нелегальной миграции данных другими российскими и зарубежными авторами. Оценки масштабов нелегальной трудовой миграции сложны, но, тем не менее, возможны. В их основе могут лежать различные источники информации, включая данные опросов работодателей предприятий, государственных управленческих структур, сведения налоговых служб, результаты проверок ФМС и миграционных инспекций. Совершенно очевидно, что многие из них будут связаны с данными общей нелегальной миграции, которая представляет собой более широкое понятие. В исследовании пришлось отталкиваться от масштабов и методов оценки нелегальной миграции данных другими российскими и зарубежными авторами. В качестве основной задачи ставилась необходимость определения количества единовременно находящихся и ежегодно пребывающих в страну нелегальных трудовых мигрантов.

Генеральные оценки нелегальной миграции в стране значительно разнятся, причем иногда на несколько миллионов человек. Конечно, можно делать поправку на время этих оценок (как правило, они чем позже, тем больше), но в принципе тот, кто предлагает эти оценки редко ставит акценты на временные точки. Например, представители МВД определяют число нелегальных мигрантов в России в размере 10 млн. человек. Отдельные средства массовой информации называют около 7 млн. нелегальных мигрантов. Последняя цифра, которую обнародовала ФМС (на основе опроса экспертов) - 10,2 млн. нелегальных мигрантов.

Данные обследования МОМ свидетельствуют, что среди нелегальных мигрантов примерно 35% - незаконные мигранты из стран бывшего СССР; около 32% - мигранты из стран «старого» зарубежья, у которых объявленная цель въезда не соответствует их действительным намерениям и занятиям; примерно 13% - въезжающие нелегально (с недействительными документами, в обход контрольно-пропускных пунктов и т.п.), а остальные 20% - это различного рода «транзитные» мигранты. Таким образом, очевидно, что нелегальная миграция в России довольно неоднородна как по формам въезда, так и по мотивам пребывания мигрантов.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно впервые превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.


Рис. 1 - Распределение мигрантов по отраслям


Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2010 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать 2/3. Особенно много трудовых мигрантов в 2010 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). (16) А в 2011 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана - 14,6%, Китая - 13,3%, Украины - 12,2% и Турции - 7,6%. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты.

Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области. Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов - 32-33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35-40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России. Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2011 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.

Например, экономическая структура китайских мигрантов характеризуется сравнительно высокой долей занятых на работах с применением тяжелого физического труда. По данным социологического исследования, работники из Китая привлекаются главным образом на работы с ручным или машинным трудом. Это отметили почти три четверти (72,4%) опрошенных китайских работников. Только у каждого десятого труд был механизирован или автоматизирован. Однако тяжелым свой труд большинство опрошенных (более 80%) не считают. И это вполне естественно. Ручной или машинно-ручной труд с технологическими особенностями производства (в строительстве, сельском хозяйстве) воспринимается трудящимися-мигрантами как естественно-необходимый. Поэтому свои условия труда они оценивают в основном как нормальные.

Заметно выше среди прибывших из Китая и доля работников, которых устраивают заработная плата, организация труда, а также взаимоотношения с руководством и в коллективе. Предположительно, такое положение объясняется меньшей требовательностью китайских работников к характеру работы и условиям труда в РФ. Вполне вероятно, что такое отношение к труду связано не только и не столько с уровнем его оплаты, сколько с субъективной оценкой соотношения заработной платы и условий труда в России и у себя дома.

Трудовая миграция из КНР в Российскую Федерацию (ее направленность преимущественно в одну сторону) определяется не только факторами «притяжения», вызванными переходом России к рыночным отношениям, но и причинами, «выталкивающими» трудовые ресурсы из КНР, к числу которых относятся прежде всего влияние демографического фактора, давление избыточной рабочей силы, неудовлетворенность большинства населения своим жизненным уровнем.

Трудовая миграция китайской рабочей силы в Россию имеет свои очевидные позитивные итоги. В результате привлечения и использования рабочей силы из КНР решаются проблемы относительной нехватки рабочей силы и многие хозяйственные проблемы регионов, особенно на Востоке страны.Положительными последствиями китайской трудовой иммиграции в Россию являются: покрытие дефицита рабочей силы в низкооплачиваемых отраслях экономики, на непрестижных видах работ, заполнение «ниш» занятости в отдаленных районах; пополнение местного и федерального бюджета (за право использования иностранной рабочей силы); возможность «обживания» малозаселенных территорий; приток дополнительного капитала для инвестирования в экономику. Негативные последствия привлечения китайской рабочей силы связаны в первую очередь с расширением нелегального въезда и пребывания граждан КНР в России. По имеющимся оценкам, масштабы незаконной китайской миграции в Россию составляют сегодня несколько миллионов человек.


2. Основные проблемы трудовой миграции в СНГ


Трудовая миграция в последние годы стала самым массовым потоком в России. Процессы в сфере занятости трудовых мигрантов, отражают общие структурные изменения в занятости населения Российской Федерации, и вместе с тем протекают значительно интенсивнее. Нельзя не обратить внимания на то, что значительная часть прибывших трудовых мигрантов работает без официального разрешения и влияние нелегальной трудовой миграции на масштабы и характер занятости на порядок выше, чем легальной миграции.

Трудовая миграция - эффективное средство борьбы с бедностью, один из генераторов среднего класса в стране (благодаря ему, этот слой населения увеличился по меньшей мере на 4 млн. человек), школа бизнеса и рыночных отношений (каждое пятое мигрантское домохозяйство в России на выездные заработки открыло свой бизнес). Значительная часть трудов: мигрантов решили жилищную проблему (20-25%), повысили качество жизни (многие семьи смогли обеспечить себе качественное медицинское обслуживание). Трудовая миграция - действенный инструмент включения России в международный рынок труда, освоения мирового делового опыта, наконец, она катализатор интеграции СНГ, поддерживающий тесные связи между населением стран Содружества, несмотря все административные препоны.

Миграция на основе контрактов и лицензий составляет незначительную часть трудовой миграции, что на фоне масштабности явления само по себе свидетельствует о несовершенстве официальных форм лицензирования трудовых отношений.

Таким образом, трудовая миграция как сложное социально-экономическое явление имеет свои плюсы и минусы.

Безусловно, что трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует:

формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;

развитию предпринимательства и малого бизнеса;

наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов;

созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики.

развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации;

поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов.

В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.

Одно из главных из них - слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие. Решающим мотивом трудоустройства является не работа по специальности, а возможность заработать, поэтому трудящиеся-мигранты соглашаются на непрестижные, вредные и тяжелые работы. Данные социологических обследований выявили, что не по своей профессии и специальности работают 43,2% мигрантов. Эта категория трудящихся-мигрантов теряет часть своего потенциала. К недостаткам следует отнести и краткосрочный характер большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных для трудящихся-мигрантов рабочих мест.

Нелегальная миграция является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.

Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды, как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств - участников СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда при непосредственном участии в этом процессе России.

Активная миграция 1990-х гг. привела к формированию диаспор из стран СНГ, которые составляют мощный демографический и социально-экономический потенциал. В настоящее время диаспоры выполняют важную роль в социально-экономическом развитии - пересылают денежные переводы, обеспечивают определенный уровень потребления своих домохозяйств, инвестируют средства в экономику стран происхождения

Как результат, страны СНГ получают еще один важный эффект миграции - политическую стабильность в странах происхождения мигрантов. Она достигается за счет повышения уровня доходов домохозяйств, вовлеченных в миграцию, но порой этот ресурс недооценивается властями. Например, в России периодически раздаются призывы к закрытию каналов трудовой миграции и денежных переводов в страны СНГ. В случае реализации этого сценария, Россия вполне может получить в непосредственной близости от своих границ нестабильные государства, раздираемые социальными и межнациональными конфликтами. Страны, отдающие мигрантов, приобретает в лице диаспор «агентов влияния» в принимающих странах. Для самих принимающих стран существует опасность формирования «этнических лобби», но при должной организации процесса интеграции мигрантов в общество этим ресурсом также можно пользоваться в интересах государства.

В настоящее время регулирование трудовой миграции иностранной рабочей силы в России осуществляется на трех уровнях - межгосударственном, государственном и региональном, многие из которых были приняты с учетом новых экономических и политических реалий. При этом многие эксперты уверены, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, регулирующей привлечение иностранной рабочей силы. В частности, должна быть предусмотрена определенная ответственность для организаций, привлекающих рабочую силу и их обязанности как по отношению к государству, так и иностранным рабочим и специалистам. Необходимо также определить правовое положение приезжих во время пребывания в стране, их права и обязанности, порядок въезда и выезда из страны.

На основе проделанной работы сформулированы цели миграционной политики и рекомендации по их достижению.

Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей «растущей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала для достижения прогресса России.

Основными принципами регулирования миграционных процессов являются:

соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость дискриминации по признаку расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, политических убеждений, Принадлежности к определенной социальной группе;

защита интересов населения Российской Федерации, согласование интересов России и государств-партнеров в миграционном обмене населением на основе равноправного сотрудничества;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России;

предоставление равных возможностей вынужденным мигрантам, обеспечения их интеграции в гражданское общество;

обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство, квотирование ежегодного приема иностранных граждан на работу.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи во внешнеполитической области:

защита прав и свобод российских граждан, проживающих за рубежом;

борьба с незаконной миграцией;

развитие сотрудничества Российской Федерации с другими государствами для предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

заключение Россией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон.

Необходимо обеспечить совершенствование законодательства РФ по вопросам:

свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

действенности процедур выдворения из России незаконных мигрантов;

использования иностранных работников при условии приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест.

В области науки и информации в Концепции предлагается решение следующих задач:

разработка фундаментальных научных исследований, касающихся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;

создание федерального автоматизированного банка данных регистрации иммигрантов, федеральной системы учета иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях РФ;

совершенствование автоматизированной системы сбора и распространения информации об условиях приема и размещения иммигрантов, о вакансиях в субъектах РФ.

Концепцией определены также основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации, приоритетными из которых являются:

привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников СНГ, а также стран Балтии;

создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

содействие привлечению иммигрантов на работу в Россию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

проведение правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Должны быть разработаны новые подходы к регулированию как внешней, так и внутренней миграции в России, направленные на обеспечение сохранения численности населения в важных в геополитическом отношении регионах России, стимулирование иммиграции, повышение территориальной мобильности рабочей силы.

В решении этих задач повышается роль федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. В Законе РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ предусмотрены меры по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы; защите отечественного рынка труда; обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест; легализации пребывающих иммигрантов - трудящихся из стран СНГ на территории Российской Федерации; соблюдению работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов.

В соответствии с этим законом предусматривается квотирование привлечения в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы. Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации по заявкам региональных органов власти с учетом демографической ситуации на местах, ситуации на рынке труда и возможности по обустройству иностранных граждан.

В целях обоснования квот на привлечение иностранных работников необходимо осуществлять прогноз профессионально-квалификационного состава рабочей силы, исходя из намечаемых структурных сдвигов в экономике и внедрения новых технологий, информационно-вычислительных систем и т.п.

При разработке и обосновании квот на привлечение иностранной рабочей силы целесообразно использовать следующую информацию и методы:

статистику предприятий и организаций;

выборочные обследования населения по проблемам занятости, осуществляемые статистическими службами;

ведомственные источники информации (министерств и ведомств, служб занятости, налоговых органов и др.);

расчет балансов трудовых ресурсов в целом по Российской Федерации и её отдельным территориям;

периодические переписи и микропереписи населения;

социологические обследования проблем занятости, миграции, привлечения и использования иностранной рабочей силы;

нормативную базу по труду, включая нормы затрат на производство единицы продукции, нормативы обслуживания по отраслям экономики и т.п.

Среди мер по упорядочению трудовой миграции следует предусмотреть механизм отбора из числа иностранных граждан лиц, которые собираются заняться предпринимательской деятельностью в России. В вышеназванном законе определено, что иностранным гражданам, осуществившим инвестиции в экономику России в установленном Правительством РФ размере, разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной квоты. Вместе с тем должны быть предусмотрены механизмы, стимулирующие направление иностранных инвестиций в те отрасли и регионы, которые не только приносят максимальную прибыль, но и нуждаются в реконструкции и обновлении основных фондов, создании дополнительных рабочих мест, развитии социальной инфраструктуры.

Таким образом, процессы экономической интеграции и формирование единого рынка труда на пространстве СНГ, сталкиваются со многими проблемами и сложностями. До сих пор не налажен на должном уровне миграционный контроль на границах между странами СНГ, что способствует масштабной нелегальной трудовой миграции в Россию. А в связи с расширяющимися масштабами нелегальной трудовой миграции, многие страны СНГ, включая Россию, вынуждены все более ужесточать миграционный режим со своими непосредственными соседями.

Несомненно, что Россия сохраняет привлекательность для сотен тысяч законных трудовых мигрантов, прежде всего из государств СНГ, и для миллионов незаконных. В этих условиях очень важно, чтобы развитие российского миграционного законодательства шло в таком направлении, чтобы участие России в международном трудовом обмене было выгодно всем участвующим сторонам: самим мигрантам, бизнесу, государству.

Развитие трудовой миграции в Росси сильно тормозится отношением к ней управляющих структур как к незаконной, как к источнику криминала и каналу вывоза капитала. Этот односторонний взгляд на трудовую миграцию через СМИ усиленно насаждается в обществе. При этом позитивные стороны трудовой миграции не акцентируются. А ведь именно благодаря трудовой миграции многим предприятиям России удалось избежать банкротства, а значительной части населения страны - обнищания. Едва ли без опоры на трудовых мигрантов могло бы выжить и малое предпринимательство, не говоря уже о том, что трудовые мигранты готовы занять все рабочие места, не считающиеся престижными у местного населения. В заслугу трудовой миграции можно поставить и взрывоподобное развитие торговли.

Безусловно, необходимо стремиться к тому, чтобы ввести трудовую миграцию в правовое русло. Однако это трудно сделать, пока в тени (и не по вине мигрантов) остается значительная часть рынка труда. Попытки пресечь незаконную миграцию, борясь только с ней, не затрагивая рынок труда, а также не разработав простые правила регистрации по месту жительства и оформления на работе, не дадут результатов. Трудовая миграция больше, чем какой-либо другой вид движения, нуждается в расширении легитимного пространства.

Заключение

трудовой миграция рабочий сила

Трудовая миграция представляет собой многогранное социально-экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии стран СНГ. С одной стороны, трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики -торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Гастарбайтеры заполняют не престижные ниши на рынке труда. В СНГ трудовая миграция породила мощный поток денежных переводов. По примерным оценкам, гастарбайтеры ежегодно переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов. При абсолютной прозрачности денежных переводов это могло бы давать 4,5 млрд. налоговых отчислений для нашей страны (по самой минимальной ставке налога на доходы физических лиц 30%), не говоря о социальных отчислениях. Главным экономическим эффектом для стран выезда трудовых мигрантов является сокращение дефицита платежных балансов за счет поступления денежных переводов. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции между некоторыми странами в целом аморфной группировки СНГ.

Вместе с тем не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку («этнических анклавов»). Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Замкнутость общин может усиливать негативное отношение и недоверие к мигрантам со стороны местного населения, приводит к обострению межнациональных отношений.

Список использованной литературы


1.Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

2.Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

.Выхованец О. Извилистый курс миграционной политики // Независимая газета, от 27.02.2007. - С. 6-8.

.Глущенко Г. Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития // Мировая экономика и международные отношения, 2005. - №12. - С. 50-57.

.Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. - 2004. - № 12. - С. 35-38.

.Желенин А. Неотвратимость миграции // Независимая газета, от 28.05.2007. - С. 17-19.

.Кислицына М.В. Межгосударственная миграционная политика в отношении трудовых мигрантов // «Наука на рубеже тысячелетий» («Science on a boundary of millennia))) // Тамбов.: Сб. 4-й Межд. заочной науч.-практ. конф. 30 -31 октября 2007. - Тамбовский государственный технический университет. - 2007.

.Кислицына М.В. Методы государственного регулирования трудовой миграции: от борьбы с нелегальной миграцией до политики привлечения трудовых мигрантов // Энергия промышленного роста. 2007. - №11.

.Рязанцев С. Миграционные потоки и их динамика // Независимая газета, от 27.02.2007. - С. 11-13.

.Цориева Е.С. К вопросу об особенностях и современном состоянии миграции в России. - Владикавказ: ВИУ, 2009. - 26 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.