Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств: финансово-правовой аспект. Государственные гарантии. Программа государственных гарантий

Продажа

Государственная гарантия является обязательством государства перед своими гражданами либо юридическими лицами, которое предполагает предоставление материальных, а, кроме того, нематериальных благ согласно стандартам и общепризнанным нормам международного права. Далее в статье мы рассмотрим многие аспекты, связанные с эти понятием.

Государственные гарантии

Рассматриваемые гарантийные обязательства представляют собой вариации государственных услуг. Согласно статье Бюджетного кодекса № 115 государственная гарантия может быть предоставлена для обеспечения уже возникших обязательств. Либо тех, которые могут появиться в будущем.

Ключевыми условиями предоставления государственных гарантий являются следующие принципы:

  • Бесплатная выдача.
  • Предоставление гарантий в иностранной валюте.
  • Бесплатное осуществление всех процедур, которые связаны с оформлением необходимой документации на их получение.
  • Как правило, могут покрывать от 85 до 95 процентов суммы сделки.
  • Предоставляют гарантии на срок до двадцати лет.
  • Продукция обязательно должна соответствовать списку, который был утвержден распоряжением Правительства России в 2004 году.

Государственная гарантия, помимо всего прочего, выступает конституционной мерой.

Кому отдают предпочтение

Как правило, государственные гарантии предоставляют в пользу:

  • Отечественных, а также зарубежных банковских учреждений-кредиторов.
  • Российских экспортеров.

Государственные гарантии предназначаются для того, чтобы покрывать платежные обязательства:

  • Зарубежных государств по привлеченным кредитам, которые были выданы на основании суверенных гарантий. Кроме того, на базе прямых контрактов в рамках закупок отечественной промышленной продукции.
  • Зарубежных предприятий, являющихся импортерами российской промышленной продукции на основании контрактов. Покрываются обязательства за счет привлеченных на эти цели кредитов.
  • Банковских учреждений стран, являющихся импортерами по привлеченным ими кредитам. Также во внимание принимаются предоставленные гарантии по сделкам с отечественными экспортерами.
  • Отечественных экспортеров по кредитам, которые были привлечены для процедуры финансирования экспортных контрактов.

Конституционные обязательства

Под данными гарантиями предполагается реализация права и свободы человека и гражданина. Все, что касается конституционных прав и свобод, является прямой обязанностью государства. Конституционные гарантии по своей сущности являются обязанностью.

Довольно часто в обществе используется выражение "материальные гарантии". Под ним понимают совокупность политических, а также экономических условий, которые делают права реальными. Что касается науки конституционного права, то она изучает в основном юридические обязательства, то есть те, которые предполагают законы о государственных гарантиях и прочие нормативные источники. В любом случае конституция - это основы многих систем государства.

Защита свобод как прямая обязанность государства

Конституция гарантирует права и свободы человека и гражданина. Такое общее правило предполагает обязанность государства за счет различных правовых сред-ств обеспечить защиту прав, осуществляя их ре-гулирование. Гарантом свобод выступает прези-дент России. Обязательства государства перед гражданами по осуществлению мер и по обеспечению прав входит в перечень полномочий правительства страны. Данная функция представляет главную задачу судебной системы. Таким образом, в гарантировании свобод, а также прав принимает участие весь государственный меха-низм и органы власти.

Социальные гарантии

Данный вид гарантированных обязательств представляет собой совокупность социально-экономических, политических и других конституционных прав каждого гражданина. Сюда относится право на отдых, государственные гарантии на образование, медицинскую помощь, трудоустройство с особым механизмом защиты и т. д. Процесс осуществления программ такого рода - это забота о гражданах, оказавшихся в тех или иных обстоятельствах.

Но откуда берутся средства? Источниками финансирования социальных гарантий выступает госбюджет, а также бюджеты местных органов власти.

Самозащита свобод и прав граждан как одна из конституционных гарантий

Наряду с программами государственных гарантий, связанных с обеспечением свобод, у гражданина есть возможность самостоятельно защищать свои интересы любыми способами, которые не запрещены законом. Средства самозащиты весьма многообразны и предполагают принятие следующих мер:

  • Процедура обжалования действий должностных лиц.
  • Возможность обращения в средства массовой информации.
  • Обращение в правозащитные организации, а, кроме того, в общественные объединения, например, в профсоюзы и другие.
  • У граждан есть право на защи-ту своих прав с помощью оружия.

Федеральный Закон «Об оружии»

Согласно ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.07.2017) у гражда-н имеется возможность получения некоторых видов огнестрельной техники, например, охотничьих ружей, газовых пистолетов и так далее. Закон наделяет правом на получение, а также на применение огнестрельного оружия в целях защиты здоровья и жизни либо собственности в пределах разумной и необходимой обороны.

Важно отметить, что данное право подвергнуто весьма многим ограничениям. К примеру, оружие нельзя использовать в отношении женщин либо инвалидов и несовершеннолетних лиц за исключением случаев совершения ими группового либо вооруженного нападения. Обо всех ситуациях использования оружия, которые повлекли те-лесные повреждения, обязательно нужно сообщать в службу внутренних дел. Кроме того, определенными условиями сопровождается и право на покупку оружия.

Судебная защита граждан

Российской конституцией гарантирована судебная за-щита прав и свобод граждан. Данный тип защиты наиболее эффек-тивен и доступен абсолютно каждому человеку, так как в суде можно обжаловать любые решения, а, кроме того, действия орга-нов власти и должностных лиц. В качестве объектов обжа-лования могут являться законы и указы резидента наряду с поста-новлениями правительства и так далее. Таким образом, судом осуществля-ется надзор за законностью в пределах страны. Также обеспечивается приоритет прав граждан перед различными акциями со стороны государства.

Предоставление международной защиты для граждан

Конституция страны предоставляет каждому гражданину право на обращение с жалобой в межгосударственные органы. Это право закрепляется наличием международных договоров страны и используется в том случае, если исчерпаны все существующие способы правовой защиты. Таким образом, жалобу можно подавать после отказа гражданину во всех судебных инстанциях России.

Жалобу можно подавать в Комитет по правам чело-века, который был создан согласно международным пактам о гра-жданских правах. Факт присоединения России к протоколу этого пакта предоставляет условия для реали-зации каждым человеком своих конституционных прав на обращение в данный орган. Комитетом принимаются жалобы в том случае, если они не являются анонимными и не представляют злоупотребления правом на подачу жалобы. Комитет проводит проверку, не рассматривается ли вопрос в рамках другого процесса международного разбирательства, а, кроме того, устанавливается исчерпало ли ли-цо все доступные средства правовой защиты в своей стране.

Процедура защиты нарушенных прав заключается в том, что жа-лобу доводят до сведения соответствующего государства, которое в свою очередь обязуется в шестимесячный срок предъявить Комитету письменное объяснение либо заявление, которое будет разъяснять интересующий во-прос, а также известит о принятых мерах в том случае, если таковые имели ме-сто быть. Таким образом, Комитет не имеет права выносить обязательные решения, но осуществляет публикацию ежегодных отчетов о факте рассмотрения жалоб. Следует сказать, что это несет в себе негативные моральные и политические последствия для той страны, в которой были нарушены права гражданина.

Еще одну форму междуна-родной защиты представляет Европейский суд по правам граждан, который был учрежден еще в 1959 году. Этот суд состоит из числа судей, равного количеству членов Совета Европы. Этот орган устанавливает свой регламент самостоятельно. Его юрисдикция, как правило, охватывает дела, которые свя-заны с толкованием, а также применением Конвенции, но только по от-ношению к тем государствам, которые признали ее обяза-тельной для себя. В состав этого суда входят представители от Российской Федерации.

Обращение в данную инстанцию имеет право подавать и государство, и обычное физическое лицо. Необходимо подчеркнуть, что обращение подается только тогда, когда исчерпаны абсолютно все внутренние средст-ва по решению спора. Суд, чей состав утверждается для каждо-го такого обращения отдельно, является окончательным, а государства обязаны ему в полной мере подчиняться. В отношении жертвы нарушения прав могут назначить справедливую компенсацию.

Возмещение вреда

Нарушение прав граждан зачастую может сопровождаться причинением вреда. Конституционные гарантии в таких ситуациях со-стоят не только в том, чтобы восстановить право, обеспечив его реализацию, но и в возмещении причиненного морального, а также материального вреда человеку. Согласно статье Конституции № 53 каждый гражданин обладает правом на возмещение вреда государством, который был причинен незаконными мерами органов власти либо же их должностными лицами.

Возмещение нанесенного вреда регулирует гражданско-правовое законодательство. Возмещению обязательно подлежит нанесение ущерба, которое было при-чинено гражданину в следующих ситуациях:

  • Незаконное привлечение человека к уголовной от-ветственности.
  • Незаконное осуждение.
  • Незаконное заключе-ние под стражу либо взятие подписки о невыезде.
  • Незаконное наложение административного взыскания в форме ареста либо назначения ис-правительных работ.

Материальную ответственность в подобных слу-чаях должны нести не непосредственно виновные в содеянном лица, а соответствующие органы власти. Далее в их пользу затем возмещается ущерб этими же должностными лицами. Размер компенсации устанавливает суд, который так-же имеет право определить возмещение мо-рального вреда, который был причинен человеку.

Неотменяемость свобод и прав граждан

Гражданин может быть полностью уверен в устойчивости своих прав лишь тогда, когда органы власти ли-шены возможности принимать законы, которые могли бы отменять либо умалять свободы людей. В связи с этим в Конституции заявляется, что законы, которые могут отменять или умалять права и свободы граждан России, не должны ни в коем случае издаваться. Данная существующая норма дает гарантию незыблемости прав и служит постоянным напоминанием для органов законодательной власти о том, что любая отмена либо пересмотр свобод требует созыва конституционного совета.

Наряду с этим Конституция допускает возможность огра-ничения в правах и свободах людей. При этом важно понимать, что какие-либо ограничения не означают отмену либо умаление прав и осущест-вляются исключительно в той мере, в какой это требуется согласно строго ус-тановленным Конституцией целям.

Возрастные ограничения

Конституция России устанавливает, что граждане могут осуществлять в полной мере свои права и обязанности, начиная с восемнадцати лет самостоятельно. Ключевым словом в этой связи выступает слово самостоятельно и фраза в полной мере. Не стоит забывать, что граждане обладают своими конституционными правами и в более раннем воз-расте. Однако реализация государственных гарантий в этом случае происходит посредством законных представителей.

На что имеет право ребенок? Этот вопрос интересует многих.

Международным пактом о гражданских свободах за каждым ребенком закреплено право на предоставление мер защиты, государственные гарантии медицинской помощи, образования, а, кроме того, на мгновенную регистрацию после своего рождения и на личное имя. Каждый ребенок обладает правом на приобретение гражданства. Данные нормы не отражены в Конституции нашей страны, но, по своей сути, они могут быть при-равнены к соответствующим нормам.

Во взаимодействии поставщиков и потребителей, особенно находящихся в разных странах, государство нередко выступает гарантом но платежам покупателя товаров. Если он оказывается неплатежеспособным к моменту платежа, по его долгам рассчитывается государство. Соответственно оно должно планировать гарантийные обязательства и оформлять их соглашениями с получателем товаров и с поставщиком.

При рассмотрении проекта закона о бюджете на очередной год наряду с программами государственных внутренних и внешних заимствований, предоставления кредитов иностранным государствам детально обсуждается вопрос о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Правовой базой использования государственных и муниципальных гарантий является ГК РФ и ст. 115-117 БК РФ.

Как отмечалось выше, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий и быть представлены в виде определенного объема обязательств по государственным гарантиям.

Государственные гарантии, как правило, предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним кредиторам. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет финансовую ответственность в полной мере только в случае неплатежеспособности заемщика. Статья 115 БК РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант письменно обязуется отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично). Государство-гарант обязано при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, в том числе ответственность перед гарантом в виде процентов.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти соответствующих уровней - с анализом финансового состояния принципала или без такого анализа.

Счетная палата РФ по опыту последних лет в начале 2008 г. подготовила аналитические материалы, свидетельствующие о возможном возрастании нагрузки на федеральный бюджет по гарантиям, когда анализ финансового состояния принципала не проводится. Риск государства при использовании бюджетных средств при этом возрастает.

Федеральным законом, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий соответственно.

БК РФ регламентирует порядок разработки и утверждения программ государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению соответствующих государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период.

Должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия (с указанием принципала по каждой гарантии), величина которой превышает:
1 млрд руб. - для государственных гарантий Российской Федерации;
10 млн руб. - для государственных гарантий субъекта РФ;
100 тыс. руб. - для муниципальных гарантий.

Предоставленные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе соответственно программы государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ.

В программе государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия. величина которой превышает сумму, эквивалентную 50 млн долл. Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В программе отмечается, что государственные гарантии Российской Федерации предоставляются для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг). Далее дается исчерпывающий перечень подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в данном году в млн долл.

Государственные гарантии Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций, также предусматриваются законом о федеральном бюджете на очередной год в соответствии с БК РФ. Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика - субсидиарная.

В мировой практике государственные гарантии являются мощным фактором поддержки экспорта и укрепления конкурентных позиций на мировых рынках. Китай ежегодно тратит на поддержку своего экспорта около 7% бюджетных средств, Чехия - около 2,5, Словакия - 2,3, а Россия - только 0,6%. Германия предоставляет гарантии до 2,9% от экспорта, США - до 2, Польша - до 3,8%.

В России все шире практикуется предоставление гарантий по кредитам, связанным с экспортом высокотехнологичной наукоемкой продукции военно-промышленного комплекса, что не могло не способствовать росту экспорта военной техники и оружия. Портфель заказов составляет около 35 млрд долл. В результате разрушения СССР годовые поставки военной техники были сокращены с 22 до 1,7 млрд долл. Однако сейчас идет процесс восстановления объема экспорта военной техники и оружия. Уместно заметить, что и внешние кредиты ряду стран предоставляются Россией для закупок российской военной техники. Например, Индонезии был предоставлен крупный кредит для закупки российской военной техники.

Б Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» был установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2009 г. в сумме 3,5 млрд долл., на 1 января 2010 г. - в сумме 6,8 млрд долл. США, на 1 января 2011 г. - в сумме 10,4 млрд долл. Кризис продиктовал пересмотр бюджетной трехлетки и изменение параметров бюджета на 2009 г. В федеральном бюджете на 2009 г. после его пересмотра программа государственных гарантий в иностранной валюте ограничена их предоставлением на 2,0 млрд долл., в том числе: 1,0 млрд долл. - гарантии на поддержку экспорта; 0,4 млрд долл. - гарантии по заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк»; 0,6 млрд долл. - гарантии по обязательствам российских экспортеров перед указанным банком. Б дальнейшем наблюдался процесс наращивания объемов государственных гарантий в русле решения проблем развития внешнеторговых связей российских предприятий.

В валюте РФ государственные гарантии возрастают по заимствованиям «Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию» (АИЖК) в целях создания на земельных участках инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, по кредитам, получаемым стратегическими предприятиями оборонного комплекса, а также но кредитам на инвестиционные цели для юридических лиц, находящихся на территории Чеченской Республики.

Политика предоставления гарантий требует соответствующего научно-аналитического сопровождения. В мировой практике широко используется институт специализированных агентств, оказывающих соответствующие услуги бизнесу, включая государственные компании, связанные с государственной поддержкой бизнеса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственные и муниципальные гарантии

Введение

Глава 1. Понятие и содержание государственных и муниципальных гарантий

1.2 Порядок предоставления государственных гарантий

Заключение

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что государственные (муниципальные) гарантии играли и продолжали играть важную роль в развитии экономики страны. Именно с помощью предоставления таких поручительств государство может воздействовать на экономику страны как положительно, так и отрицательно.

В отечественной науке финансового права публичному долгу, выраженному в форме государственной или муниципальной гарантии, не уделялось достаточного внимания. Не исследовался положительный мировой опыт практического применения публично-правовыми образованиями публичных (государственных и муниципальных) гарантий для поддержания экономической стабильности определенных районов, высокого уровня жизни граждан.

Предоставляя гарантии, государство определяет приоритетные и социально значимые, нуждающиеся в стимулировании отрасли хозяйства в целях достижения эффективного экономического развития страны в целом, а в дальнейшем - софинансирует их. С возрастанием значимости регулирования государством экономики так же и возрастает значение исследований в указанной сфере.

Согласно статье 115 Бюджетного кодекса государственная или муниципальная гарантия - это способ обеспечения надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром или способ обеспечения возмещения ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Государственная и муниципальная гарантия является одной из форм публичного долга, то есть это способ софинансирования государством приоритетных, нуждающихся в стимулировании направлений экономики и бизнеса, а, следовательно, один из методов государственных расходов.

Предметом исследования курсовой работы являются государственные и муниципальные гарантии, их значение в экономике.

Объектом исследования является механизм предоставления государственных и муниципальных гарантий в России, выявление основных проблем в предоставлении государственных и муниципальных гарантий.

Цель работы заключается в определении влияния использования государственной и муниципальной гарантийной поддержки на различные секторы экономики, а так же оценка эффективности использования государственных и муниципальных гарантий.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретическую базу, а именно: раскрыть понятие, формы, принципы, правовую основу и воздействие на экономику страны государственных и муниципальных гарантий.

Оценить эффективность использования гарантий в Российской Федерации, а также представить основные направления совершенствования управления государственными гарантиями.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

гарантия государственный муниципальный

Глава 1. Понятие и содержание государственных и муниципальных гарантий.

1.1 Сущность и значение государственных и муниципальных гарантий

Таким образом, государство помогает различным секторам экономики, которые нуждаются в финансировании, привлечь денежные средства для развития этих секторов.

Следует выделить и то, что гарант обязан выплатить только ту сумму, на которую была выдана гарантия. При исполнении обязательств, гарант имеет полное право потребовать от получателя возмещение в объеме сумм, которые были уплачены третьему лицу по данной гарантии.

Несмотря на положительные стороны предоставления государственных и муниципальных гарантий, существуют и отрицательные стороны. Отрицательная сторона заключается в том, что широкое использование такого инструмента может привести к серьезным расходам бюджета РФ. И именно поэтому государство предоставляет гарантии только на конкурсной основе.

Что касается срока гарантии, то он определяется как срок исполнения обязательств, на который предоставлена гарантия. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Со стороны законодательства Российской федерации установлен верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, которые предоставляются в валюте РФ, а также верхний предел государственных гарантий РФ, которые предоставляются в иностранной валюте.

Общее количество гарантий предоставленных Российской Федерацией, как один из видов долговых обязательств, подлежит включению в государственный долг РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда.

Отдельно утверждаются государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США. Предоставление государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в составе программы государственных внешних заимствований.

1.2 Порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий

Порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий описывается в статье 115.2 бюджетного кодекса РФ. Рассмотрим порядок предоставления данных гарантий.

1. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии:

Проведения анализа финансового состояния принципала;

Принципал представляет собой получателя гарантий от государства. Проведение анализа его финансового состояния необходимо, для того, чтобы определить все возможные риски которые может понести государство.

Финансовая устойчивость и надежность принципала являются одними из важнейших требований, предъявляемых к принципалу.

Предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

То есть государство имеет право предъявить принципалу требование уплатить ту денежную сумму, на которую были выданы гарантии. Еще в начале двадцать первого века, В. Кокорев выдвинул позицию, в которой говорилось о необходимости предоставления государственных и муниципальных гарантий на условиях платности и возвратности.

С одной стороны можно согласиться с таким мнением, в частности затронем условие платности. Но при этом очень важно назначить обоснованную цену за предоставление гарантий, так как в противном случае выдача государственных и муниципальных гарантий может быть не эффективна.

Отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Отсутствие у заемщика прочих долгов, также немаловажный фактор, характеризующий его кредитоспособность с положительной стороны. Так как государство не станет ручаться за не надежных заемщиков

При предоставлении государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться.

Следовательно, когда предоставляется такой вид гарантий, то со стороны принципала не требуется обеспечения исполнения данных обязательств перед гарантом.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением гарантии.

2. Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом.

3. Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

Анализ финансового состояния получателя гарантий дело не легкое, сложность связана с отсутствием единого подхода к проведению такого анализа. Отсюда и упреки в сторону финансового органа в предвзятости и субъективизме.

4. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно.

Субъекты и муниципальные образования, как известно тоже имеют право выдавать гарантии, но в связи с тем, что большинство субъектов и муниципальных образований не в состоянии покрывать такие затраты собственными средствами, им выделяются бюджетные средства на эти цели.

5. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в целях предоставления и исполнения государственных или муниципальных гарантий, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий, вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования соответственно.

Государственные гарантии предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.

2) Привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.

То есть государство само решает, кому выдать гарантии, а кому нет. Следовательно, с помощью государственных и муниципальных гарантий может оказываться влияние на развитие тех или иных отраслей.

Следует отметить, что не все инвестиционные проекты могут быть приняты на рассмотрение. Те претенденты, обладающие наиболее высокой финансовой устойчивостью, а также способностью вернуть денежные средства, взятые в долг, в указанные сроки и в полном объеме.

Проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период, определяемую путем сложения за все годы дисконтированных показателей чистой прибыли и амортизации и вычитания из полученной суммы объема инвестиций, предназначенных на реализацию данного проекта.

Государство отбирает инвестиционные проекты по различным признакам, это может быть, например: возможный размер дохода от реализации этого проекта, который может получить государство. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых ими средств, для реализации конкретного инвестиционного проекта.

Размер государственных гарантий указывается в заключаемом между Министерством экономики РФ и кредитором договоре поручительства.

Исполнение обязательств по предоставленным государственным гарантиям осуществляется за счет средств, предусмотренных в Бюджете РФ на соответствующий год. Объем предоставленных государственных гарантий фиксируется при расчете государственного долга Российской Федерации. Лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Что касается срока гарантий, то нужно отметить, что они определяются по бизнес-плану самого проекта, а именно - это время, в течение которого должник обязан вернуть кредит, который он взял в коммерческом банке для финансового обеспечения этого инвестиционного проекта. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом между Министерством экономики РФ и кредитором, и пересмотру не подлежит.

Таким образом, гарантийным случаем следует назвать, фактически невозвращенный заемщиком кредит, в указанный в договоре кредитования срок. Сроки выдачи кредита должны быть установлены в кредитном договоре, который заключается между кредитором и заемщиком.

Министерством экономики РФ для рассмотрения официального обращения кредитора образует комиссию с привлечением территориальных органов Центрального банка РФ, Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ, финансовых органов субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. Эта комиссия рассматривает обоснованность требований кредитора к заемщику по кредитному договору, заключенному между ними, оценивает достаточность действий кредитора по возврату основного долга и определяет размер убытков кредитора, подлежащих возмещению со стороны Министерства финансов РФ.

Комиссия в свою очередь составляет заключение, на основе результатов проведенной работы. В этом заключении комиссия подтверждает либо не подтверждает факт наступления ответственности Минэкономики Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства.

Минэкономики РФ дает поручение Главному управлению Федерального казначейства Минфина РФ о перечислении средств из Бюджета РФ на корреспондентский счет кредитора для возмещения части основного долга по кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов.

При реализации государственной гарантии кредитор передает в Министерство экономики РФ документы, удостоверяющие требования к заемщику и права, обеспечивающие эти требования в объеме, в котором удовлетворены требования кредитора.

Министерство экономики РФ для защиты интересов государства в месячный срок после реализации государственной гарантии обращается в арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора.

Глава 2. Основы управления государственными и муниципальными гарантиями

2.1 Роль и место государственных и муниципальных гарантий в структуре долговых обязательств государства

Для того чтобы определить роль государственных и муниципальных гарантий в структуре долговых обязательств государства, следует определить такое понятие как гарантированные займы.

Гарантированные займы - представляют собой займы (кредиты), которые привлекаются под гарантиями выдаваемые государством.

Отметим несколько моментов:

1. Предоставление гарантий приводит в конечном итоге к образованию государственного долга;

2. Государство имеет право погашать данные гарантированные им обязательства не в полном размере;

Исходя из этого, можно утверждать, что предоставление такого инструмента как гарантии является обременительным для бюджета страны, даже если заемщик придерживается всех условий договора, совершает выплаты в назначенные сроки и т. д., государство все равно осуществляет такие расходы как:

Расходы, связанные с оформлением выдаваемых гарантий;

Расходы, связанные с резервированием средств;

Расходы, связанные с обеспечением гарантий;

В том случае если заемщик, чьи долговые обязательства гарантированы государством, окажется не в состоянии выплатить кредитору средства, взятые им в долг, по объективным причинам либо по причинам связанным с недобросовестностью должника и т. д., в этих случаях обязательство выплатить долг ложится на государство. Конечно же, такие неплатежи со стороны заемщиков, которым были выданы гарантии. Являются бременем для государственного бюджета, но гарант, который исполнил свои обязательства, все же имеет право потребовать возмещение от получателя гарантии, потраченных сумм, которые в свою очередь в соответствии с предоставленными гарантиями были уплачены третьему лицу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Нельзя не отметить и значимость гарантий. Кредиторы, как правило, охотно соглашаются предоставлять денежные средства в долг под гарантию, особенно если гарантом выступает государство. Таким образом, гарантированные займы имеют как экономическое, так и социальное значение, так как с помощью выдачи гарантий государство оказывает социально - экономическую поддержку регионов, предприятий и т. д., решая ряд различных проблем, в том числе хотелось бы отметить, что именно гарантии привлекают внешних и внутренних инвесторов к их получателю. А так же посредством выдачи гарантированных займов, государство в какой-то степени регулирует направленность потоков денежных средств, что в конечном итоге должно способствовать, при правильном подходе к выдаче гарантий, к экономическому росту страны.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий в рублях включается в состав государственного внутреннего долга как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые на сумму, превышающую 1 миллион минимальных размеров оплаты труда.

Соответственно, общая сумма предоставленных государственных гарантий в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США.

По мере исполнения обязательств заемщиком (получателем гарантии), государственный внутренний либо внешний долг нашей страны уменьшается на данную сумму, что в свою очередь должно отражаться в соответствующих отчетах, а именно в отчете об исполнении бюджета.

За выдачей гарантий, за исполнением заемщиком (получателем гарантий) собственных обязательств по гарантиям необходим соответствующий контроль. Этот контроль проявляется в осуществлении учета выше перечисленных действий либо министерством финансов, либо иным уполномоченным правительством РФ исполнительным органом власти.

Любое государство практикует выдачу гарантий по займам и наша страна Российская Федерация не исключение. Но, к сожалению, в реальности Россия не редко, в частности, в данный момент находится в достаточно серьезной кризисной ситуации. Это в свою очередь привело к появлению особых видов гарантий.

В связи с тем, что зачастую из года в год наш бюджет является дефицитным, что приводит к недостатку или отсутствию средств, предназначенных для финансирования расходов связанных с предоставлением гарантий и Министерство финансов прибегло к оформлению таких поручительств по кредитам коммерческих банков, получаемым субъектами Федерации и другими получателями средств из федерального бюджета. В дальнейшем данные задолженности погашаются за счет соответствующих статей бюджетных расходов. Такой способ часто применялся в 1995-1996 годах. Но в те годы, как известно эта процедура не достаточно регулировалась государственными органами, в свою очередь приносило убытки бюджету страны.

В кредитных отношениях государство может проявить себя в трех лицах:

Заемщик (наиболее часто государство выступает именно в этой роли, путем выпуска ценных бумаг и иных заимствований);

Кредитор (путем кредитования различных секторов, отраслей экономики и т. д.);

Гарант (здесь государство выступает в качестве поручителя, взяв на себя риски по неуплате получателем гарантий своих долговых обязательств);

Эти отношения регулируются статьями 115 и 116 БК РФ.

Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Письменная форма государственной является обязательной.

Основные реквизиты указываемые в государственной гарантии:

1) сведения о гаранте, включающие его наименование и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

2) определение объема обязательств по гарантии.

Таким образом, государственные органы могут предоставлять другим лицам гарантии по их обязательствам перед третьими лицами. В частности, федеральные органы государственной власти могут выдавать гарантии по займам и кредитам, получаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами.

От имени Российской Федерации государственные гарантии предоставляют Правительство РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и российские юридические лица, если они на это уполномочены Правительством РФ и их полномочия оформлены правительственным решением.

По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается постановление Правительства РФ, в соответствии с которым Министерство финансов РФ заключает с эмитентом или кредитором соглашение. В соглашении же должны оговариваться все детали и условия заключаемой сделки, в том числе источники и порядок погашения обязательства и выплаты дохода по займу или кредиту.

2.2 Оценка эффективности использования государственных гарантий

Наша страна Российская Федерация за последнее десятилетие достаточно активно использовала такой инструмент воздействия на экономику как государственные и муниципальные гарантии. Следовательно, нами был накоплен достаточно большой опыт, позволяющий сделать определённые выводы, дающие возможность сделать выбор в расширении или наоборот сокращении гарантийной поддержки оказываемой государством секторам, отраслям, предприятиям и т. д.

Проанализируем ситуацию:

По состоянию на 1 октября 2012 г. по обязательствам российских предприятий было предоставлено 200 госгарантии на сумму 619,6 млрд. рублей, состоящих на учете во Внешэкономбанке. Данная форма господдержки была оказана 128 принципалам (заемщикам), получившим коммерческие кредиты в 10 банках Российской Федерации. В 2011 и за 9 мес. 2012 г. прекратило действие 74 гарантии на сумму 145,3 млрд. рублей или 37% от числа гарантийных обязательств Российской Федерации. Таким образом, остались действующими 126 госгарантии на сумму 474,3 млрд. рублей.

Следует отметить, что госгарантии, выданные по займам, оказали положительное влияние на компании химической, также нефтехимической промышленности (Минфину России возвращено 97% таких гарантий), а также предприятий металлургии и металлообработки (76%).

Это свидетельствует о том, что эти заемщики претерпевали временные затруднения, связанные с возникновением финансовых разрывов. При этом данные получатели госгарантий успешно устранили эти разрывы, к тому же улучшили хозяйственную конъюнктуру.

Что касается других отраслей (автомобилестроение, сельское хозяйство, строительство и пр.), то здесь доля возвращенных гарантий не превышает 25%. Данный факт может свидетельствовать о том, что соответствующие предприятия столкнулись с кризисом платежеспособности, а не с проблемой текущей ликвидности.

В этом же случае мы можем наблюдать такую ситуацию, когда такой вид поручительства как госгарантия оказался не очень эффективным, это означает что заемщики (принципалы) нуждаются в первую очередь в общем оздоровлении своих компаний, в смене руководителей и т.д.

Таким образом, можно делать также выводы и оценку результатов эффективности финансирования тех или иных отраслей.

Что касается рисков наступления гарантийных случаев по предприятиям, пока не расплатившимся со своими кредиторами, то ни у одного из 67 «действующих» на момент проведения анализа принципалов не признана «низкой» вероятность таких случаев. Более того, для 31 предприятия, получившего гарантии на 61,2 млрд. руб., вероятность расходов федерального бюджета является «высокой», а для 36 компаний (101,1 млрд. руб.) - средней.

У 35 проверенных принципалов выявлены признаки банкротства (кредиторская задолженность просрочена на срок более 3-х месяцев), а в отношении двух из них процедура банкротства уже введена. Выплаты из федерального бюджета в пользу их кредиторов могут составить 71 млрд. руб.

За период 2011-2012 года - впервые с момента принятия в 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентировавшего, в том числе, порядок и принципы оказания государственной гарантийной поддержки, Минфину России предъявлены требования об исполнении 15 государственных гарантий, предел ответственности федерального бюджета по которым составляет 5,3 млрд. руб.

Анализ финансовых условий, на которых были предоставлены кредиты, получившие государственную гарантийную поддержку, показывает, что, несмотря на тот факт, что для банков - кредиторов такие операции являются фактически безрисковыми, с апреля 2010 г. по декабрь 2011 г. средневзвешенные процентные ставки по банкам-бенефициарам были существенно выше, чем средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям, независимо рассчитанная Банком России на основе данных банковской отчетности. Так, в декабре 2010 г. первая превышала 11,5%, в то время как вторая оставалась на уровне 9,7% годовых. Соответственно, финансовая нагрузка на принципалов, имеющих госгарантии, превышала средние показатели по отраслям экономики.

Таким образом, база данных, накопленная за последние годы активного применения государственной гарантийной поддержки, свидетельствует о том, что последствия массового использования этого инструмента могут быть весьма обременительными для федерального бюджета и малоэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста. С точки зрения рисков федерального бюджета немаловажное значение имеет тот факт, что исполнение государственных гарантий происходит независимо от результатов реализации проектов, в поддержку которых гарантии предоставлялись. Получатели государственной гарантийной поддержки не несут каких-либо обязательств и ответственности в связи с реализацией или неэффективной реализацией поддерживаемых государством проектов.

Государственные и муниципальные гарантии выступают очень действенным инструментом, которые могут позволить предприятию решить проблемы непосредственно связанные с затруднительным финансовым положением заемщика, но решить вопросы, связанные с увеличением эффективности управления предприятия, его оптимизацией и увеличением продаж, госгарантии не могут. При предоставлении поручительств неплатежеспособным компаниям, нет ни какого смысла ждать от них больших результатов только от того, что они получили финансирование. То есть предоставление госгарантии не являются залогом успеха.

Для того чтобы повысить действенность инструмента государственных гарантий, а также управления рисками бюджета, связанными с их предоставлением, особенно в условиях возможного ухудшения ситуации на финансовых рынках, при оказании государственной гарантийной поддержки целесообразно исходить из следующих основных принципов:

1) установление единых подходов для предоставления госгарантий с общими «родовыми признаками» (отрасль экономики, регион, рынок и т.п.), вне зависимости от объекта государственной поддержки, отход от практики предоставления уникальных, нестандартных гарантий.

2) Требования к отбору проектов, в отношении которых применяется государственная гарантийная поддержка, должны основываться на анализе рынков сбыта товаров (услуг), производимых соответствующими предприятиями, а также на конкретизации выгодоприобретателем порождаемых таким сбытом финансовых потоков. Объем последних должен быть достаточен для возврата основной суммы кредита, предоставленного под госгарантию, выплаты процентов и получения средней по отрасли нормы прибыли.

3) Если речь не идёт об обеспечении национальных интересов, предоставление государственной гарантийной поддержки по «планово-убыточным проектам» и финансово-неэффективным предприятиям недопустимо, так как дискредитирует данный инструмент государственной экономической политики.

4) Обеспечение распределения рисков между государством и участниками сделки (проекта), которой оказывается гарантийная поддержка.

5) Оказание гарантийной поддержки при условии удовлетворительного финансового состояния принципалов (соблюдение указанного условия не предусмотрено, например, правилами предоставления гарантий по инвестпроектам и гарантий для реализации государственного оборонного заказа).

6) Наличие обеспечения возвратности средств, использованных на исполнение госгарантий (например, по гарантиям по инвестпроектам не предусмотрено обеспечение права регрессного требования Российской Федерации к принципалу).

7) Соблюдение определенных ограничений получателями государственной поддержки на период действия госгарантий (например, отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту), а также установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых государством проектов).

В сфере планирования бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий планируется придерживаться гибкого подхода:

По фактически выданным госгарантиям - предусматривать до 100% суммы возможного исполнения;

По планируемым к представлению госгарантиям - в существенно меньшем объеме, с последующим оперативным внесением (в случае необходимости) изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований до 100% суммы возможного исполнения.

2.3 Основные направления совершенствования управления государственными гарантиями

На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции. Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать решению таких задач социально-экономического развития страны, как модернизация экономики, развитие частно-государственного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Существенную роль в развитии государственно-частного партнерства должно сыграть дальнейшее совершенствование федеральной законодатель ной и нормативной базы, а так же формирование пакета региональных нормативно-законодательных актов с учетом как позитивного, так и негативного опыта. Видимо, необходимо активнее использовать Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. № 115-ФЗ, шире применять механизмы государственных (муниципальных) гарантий при использовании заемных средств, предусматривая их в законах о бюджете соответствующих лет, разработать и апробировать целый ряд других механизмов, стимулирующих взаимодействие государства и бизнеса.

Субъектам Российской Федерации нужно постепенно уходить от прямого финансирования инвестиций в проекты с привлечением бизнеса. Основную ответственность за кредитование должны брать на себя банки.

Государству следует лишь создать условия для доступа к кредитам, развивать институциональные механизмы поддержки деловой активности на всех уровнях национальной экономики.

В результате, на наш взгляд, будет сформирована целостная концепция государственно-частного партнерства, осуществляемая в следующем порядке:

Разработка проекта, в рамках которого частный сектор планирует, сооружает объект инвестиций и частично управляет им в соответствии с заданиями государства;

Финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры;

Заключение долгосрочного договора;

Переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность.

Но есть на правление, где роль государства нужно усилить и одновременно поднять на новый уровень. Речь идет о государственной поддержке малого предпринимательства. Поэтому в рамках экономической политики Республики Дагестан большое внимание уделяется развитию малого предпринимательства, увеличению в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышению конкурентоспособности продукции на рынке. Необходимость укрепления данной сферы деятельности продиктована исключительной значимостью малого предпринимательства как фактора развития республиканской экономики.

Для улучшения инвестиционного климата применительно к малому предпринимательству разработаны предложения по совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования в регионе. Предусматривается использование специальных механизмов финансирования инвестиционных региональных программ и конкретных проектов, предполагающих долевое участие государственных структур и коммерческих институтов.

Отметим, что острее всего нехватка инвестиций ощущается в перерабатывающих отраслях, самых привлекательных для малого бизнеса. Известно, что одним из каналов прямого финансового содействия развитию малого бизнеса является система фондов поддержки малого предпринимательства. К сожалению, в силу ряда факторов государственная финансовая поддержка предприятий со стороны фондов оказалась не эффективной.

В связи с этим появилась необходимость переориентировать деятельность фондов с кредитования отдельных предпринимательских проектов на финансирование мероприятий направленных на создание целостной системы объектов инфраструктуры малого бизнеса на региональном уровне.

Одно из основных условий развития малого бизнеса - гарантия сохранности и возврата финансовых ресурсов. В ближайшее время система залога недвижимости или имущества для получения кредита вряд ли получит распространение. Предпринимателям, как правило, нечего закладывать под те суммы, которые нужны для открытия своего дела.

Малый бизнес может стать привлекательным для банкиров при одном условии: если само государство или уполномоченная им структура выступит гарантом. Иначе риск слишком велик.

Действующее сейчас в РФ система нормативно - правового обеспечения предусматривает, что государственная и муниципальная гарантия может выдаваться, только если обязательства получателя кредита обеспечивается также залогом его ликвидных активов, при чем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантированных обязательств принципала.

Такая система гарантий изначально направленна на поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства недоступна.

Финансирование из государственных фондов необходимо осуществлять при условии, что начинающие предприниматели создадут определенное количество рабочих мест. Если предприятие, созданное на средства фонда, разоряется, средства должны списываться за счет страхового резерва фонда.

Совершенствованию системы страхования финансово - кредитных операций между банками и субъектами малого предпринимательства должен способствовать жесткий контроль со стороны государственных структур. Необходимо предусмотреть строгую экономическую ответственность банков имеющих гарантийные обязательства государства за своевременность платежей вплоть до взыскания с них по повышенным ставкам штрафов с учетом упущенной экономической выгоды.

Потенциальные возможности гарантийного механизма могут быть увеличены путем:

Размещения свободных средств фонда в коммерческих банках для предотвращения инфляционного обесценивания средств гарантийного фонда;

Создания обществ взаимных гарантий, гарантийный фонд которых образуется с участием средств малых предприятий, предпринимательских союзов и ассоциаций, торгово-промышленных палат и других источников.

Существующая в России практика предоставления государственных и муниципальных гарантий фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса. Для создания в стране действенной системы предоставления государственных гарантий, на целенной на реальное облегчение доступа субъектов малого пред принимательства к финансовым ресурсам, считаем необходимым:

Создать специализированную государственную организацию с филиальной сетью в субъектах Федерации - Фонд кредитных гарантий РФ, который будет оказывать адресную помощь в форме гарантий только действующим субъектам малого предпринимательства с качественными бизнес-планами развития, но не имеющего залогового обеспечения под банковский кредит, а так же предусмотреть выделение на это необходимых бюджетных средств;

Разработать федеральный закон по организации работы Фонда кредитных гарантий РФ, а также контролю за ним, а на его основе сформировать не обходимый пакет документов для регионов страны;

Государственным структурам в качестве госзаказа заключить с коммерческими банками государственные и муниципальные контракты об открытии кредитной линии для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;

Создавать бюджетные места в высших учебных за ведениях, для обучения специалистов в сфере государственно-частного партнерства, используя опыт стран с развитым механизмом гарантийного финансового обеспечения малого предпринимательства (Канада, США, Япония и др.).

При реализации данных мер усовершенствуется механизм предоставления государственных и муниципальных гарантий для субъектов не только малого предпринимательства, но и других сфер национальной экономики.

При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено, в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка.

Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование, как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе.

График 2.1 Объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации, млрд. руб.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (График 2.2), причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по рыночным заимствованиям.

Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (График 2.3). При этом, учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов.

Важно отметить, что даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям, необходимость планирования бюджетных ассигнований на их исполнение вынуждает «замораживать» значительные объемы бюджетных ассигнований, которые могли бы быть направлены на другие приоритетные направления (социальное обеспечение граждан, здравоохранение, образование).

График 2.2 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям, млрд. руб.

Иными словами, замена на текущем этапе прямого финансирования бюджетными ассигнованиями тех или иных «проектов» на принятие условных обязательств государства (государственных гарантий) в любом случае приводит к отложенным расходам федерального бюджета либо к вынужденному «замораживанию» бюджетных ассигнований.

Рост объемов государственной гарантийной поддержки неизбежно приводит к значительному увеличению издержек федерального бюджета (агентские вознаграждения, административные издержки, связанные с предоставлением и, что особенно важно, дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии). При этом трудоемкость обслуживания государственных гарантий не зависит от их срока или суммы, в связи с чем особенно актуально установление минимальной суммы государственной гарантии и оказание на федеральном уровне гарантийной поддержки лишь крупным проектам.

Учитывая изложенное, в планируемом периоде государственная долговая политика должна предполагать усовершенствованные подходы к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета.

График 2.3 Объем бюджетных ассигнований, планируемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, млрд. руб

Заключение

В ходе курсовой работы в соответствии с поставленными целью и задачами были раскрыты: теоретические основы государственных и муниципальных гарантий, сущность, источники предоставления гарантий, их правовая основа и воздействие таких инструментов на экономику страны в целом, а также продемонстрирована оценка эффективности предоставления госгарантий и перспективы совершенствования системы предоставления гарантий.

Одним из наиболее надежных способов обеспечения возврата заемных средств являются государственные или муниципальные гарантии, так как внушают большее доверие среди инвесторов, ведь государство и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.

Государственная или муниципальная гарантия - представляет собой один из способов обеспечения обязательств. То есть государство, в частности наша страна Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования в данном случае выступают в качестве гаранта.

Гарант со своей стороны обязан выдать письменное обязательство того, что он намерен отвечать полностью или частично за исполнение обязательств перед третьими лицами.

Правительство Российской федерации занимается предоставлением гарантий, а муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления. То есть государственные гарантии могут предоставляться субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам с целью обеспечения их обязательств перед третьими лицами.

Порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий описывается в статье 115.2 бюджетного кодекса РФ.

Основные цели, преследуемые государственными органами при предоставлении гарантий:

1) Стимулирование инвестиционной активности.

Суть этой цели заключается в том, что получатели гарантий смогут привлечь крупные суммы денежных средств на долгосрочной основе и впоследствии инвестировать эти средства в различные проекты.

3) Привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.

Мировой опыт, результаты опросов предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные в том числе в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, а так же исследования, подтверждают необходимость, целесообразность и актуальность создания в стране института (системы) государственных и муниципальных гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, выдаваемых им коммерческими банками. Большинство коммерческих банков России не станут рассматривать малые предприятия в качестве потенциальной группы клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого бизнеса.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а так же в ряде стран с переходной экономикой (Чехия, Венгрия, Польша, Эстония, Литва) программы государственных кредитных гарантий стали действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами господдержки, направленными на улучшение финансирования малого бизнеса, созданные в этих странах системы государственных кредитных гарантий им ют целый ряд пре имуществ, а имен но:

Будучи не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, они требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в условиях жестких бюджетных ограничений;

Эти системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при реализации таких про грамм и обеспечивает привлечение к участию в программах большего числа предпринимателей;

Государственный статус гарантии поваляет банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается и гарантированные государством займы связывают меньше собственного капитала банка;

Снижается ответственность сторон путем разделения риска между заемщиком, банком и гарантом;

Гарантийные продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала.

Также отметим, что предоставление государственных поручительств не является залогом решения проблем получателя гарантий, многое зависит и от управляющего персонала.

Таким образом, можно утверждать, что в Российской Федерации существуют проблемы связанные с предоставлением государственных и муниципальных гарантий и нам есть над чем работать.

Список использованной литературы

1. Алехин Б.И. Государственный долг: Учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013

2. Государственный и муниципальный долг.

3. Рагозин В. Государственные гарантии составная часть государственного долга//Вопросы экономики 2002 - №10. - С. 111-113

4. Кабашкин В.А., Кабашкин А.В. Формирование и развитие партнерских отношений государства и предпринимательских структур в Российской Федерации. Владикавказ: МАВР, 2013.

5. Жалнинский В.Б. Особенности управления региональными долговыми инструментами на современном этапе // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации. Курск: КИГМС, 2012

6. Государственное регулирование экономики./Под ред. Морозовой ТР.-М.: Юнити, 2013.

7. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Максимова К.М. Совершенствование механизма управления государственными гарантиями // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации. Курск: КИГМС, 2007.

9. www.minfin.ru

10. www.garant.ru

11. http://elibrary.ru/

12. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы // Учебник для вузов. -- М.: ЮНИТИ, 2011. -- 687 с.

13. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы // Издательство: РАГС Год издания: 2007 С 640

14. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2007. С 212.

15. Бюджетный кодекс РФ

16. Гражданский кодекс РФ

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ государственных гарантий субъекта Российской Федерации как формы участия органов государственной власти в инвестиционном процессе. Сущность, виды, порядок исполнения и предоставления государственных гарантий как формы государственного кредита.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    Субъективные публичные права государственных служащих. Дополнительные государственные гарантии на государственной гражданской службе как подтверждение особого статуса государственного служащего. Правовые проблемы реализации государственных гарантий.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2009

    Понятие, виды гарантий, порядок их предоставления. Гарантии, предоставляемые работникам в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей. Понятие и виды компенсационных выплат. Нормы и порядок возмещения командировочных расходов.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Понятие использования и права на землю государственных и муниципальных земельных ресурсов, их сущность и особенности. Категории земель согласно классификации земельных ресурсов. Анализ системы государственных органов управления земельными ресурсами РФ.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2009

    Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Структура Программы государственных гарантий. Финансовое планирование системы здравоохранения. Нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2011

    Анализ института государственных и муниципальных контрактов, их особенности, отличия от прочих гражданско-правовых договоров, положительные и отрицательные стороны. Средства, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений. Порядок возмещения расходов при служебных командировках.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные нормативные акты. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Учредительные документы (устав). Государственная регистрация. Характеристика имущества. Процедура ликвидаци

    курсовая работа , добавлен 12.12.2004

    Правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов. Участники процесса государственных и муниципальных заказов. Зарубежный опыт информационного обеспечения государственных закупок. Становление электронных государственных закупок в России.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2012

    Специальные юридические гарантии обеспечения правопорядка в условиях формирования правового государства и гражданского общества. Анализ современных гарантий законности в Российской Федерации. Предоставление экономических, политических, духовных гарантий.

На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать решению таких задач социально-экономического развития страны, как модернизация экономики, развитие частно-государственного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции. Структура программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации на 2015 год, представленная на рис. 1, наглядно отражает текущие особенности использования данного инструмента господдержки-высокую долю «инвестиционных» гарантий (в том числе на реализацию инвестиционных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе), гарантий по обязательствам организаций ОПК, по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Кроме того, инструмент государственных гарантий Российской Федерации призван стать гибким «антикризисным» механизмом, способствующим оперативному привлечению заемных средств организациями в условиях ухудшения ситуации на финансовых рынках. Объем государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных к предоставлению в 2017 году, превышает 0, 95 трлн. руб. Это почти в два раза больше, чем объем предоставления гарантий, запланированных в бюджете прошлого года (рис.2.).

Рис.2.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета.

Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации (рис.3.). Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование, как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе, влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.


Рис.3.Объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации, млрд. руб.

При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе. Объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации, млрд. руб. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по рыночным заимствованиям. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут. При этом, учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов. Важно отметить, что даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям, необходимость планирования бюджетных ассигнований на их исполнение вынуждает «замораживать» значительные объемы бюджетных ассигнований, которые могли бы быть направлены на другие приоритетные направления (социальное обеспечение граждан, здравоохранение, образование)

Иными словами, замена на текущем этапе прямого финансирования бюджетными ассигнованиями тех или иных «проектов» на принятие условных обязательств государства (государственных гарантий) в любом случае приводит к отложенным расходам федерального бюджета либо к вынужденному «замораживанию» бюджетных ассигнований.


Рис.4.

Рост объемов государственной гарантийной поддержки неизбежно приводит к значительному увеличению издержек федерального бюджета (агентские вознаграждения, административные издержки, связанные с предоставлением и, что особенно важно, дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии). При этом трудоемкость обслуживания государственных гарантий не зависит от их срока или суммы, в связи с чем особенно актуально установление минимальной суммы государственной гарантии и оказание на федеральном уровне гарантийной поддержки лишь крупным проектам.

Учитывая изложенное, в планируемом периоде государственная долговая политика должна предполагать усовершенствованные подходы к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета.

Накопленная за последние годы практика активного использования государственных гарантий Российской Федерации как инструмента поддержки российских хозяйствующих субъектов, оказавшихся в условиях экономического кризиса, позволяет получить ряд выводов, имеющих системное значение с точки зрения оценки целесообразности дальнейшего наращивания или, напротив, свертывания государственной гарантийной поддержки отечественных предприятий.

По состоянию на 1 декабря 2016 г. по обязательствам российских предприятий было предоставлено 200 госгарантии на сумму 619, 6 млрд. рублей, состоящих на учете во Внешэкономбанке.

Данная форма господдержки была оказана 128 принципалам (заемщикам), получившим коммерческие кредиты в 10 банках Российской Федерации. В 2015 и за 9 мес. 2016 г. прекратило действие 74 гарантии на сумму 145, 3 млрд. рублей или 37% от числа гарантийных обязательств Российской Федерации. Таким образом, остались действующими 126 госгарантии на сумму 474, 3 млрд. рублей.

Однозначно можно говорить о положительном эффекте госгарантий, предоставленных по кредитам, полученным компаниями химической и нефтехимической отрасли (Минфину России возвращено 97% таких гарантий), а также предприятий металлургии и металлообработки (76%). Это очевидное свидетельство того, что данные принципалы испытывали временные трудности, вызванные появлением «финансовых разрывов», которые они сумели быстро «закрыть» при улучшении хозяйственной конъюнктуры. Что касается других отраслей (автомобилестроение, сельское хозяйство, строительство и пр.), то здесь доля возвращенных гарантий не превышает 25%. Данный факт может свидетельствовать о том, что соответствующие предприятия столкнулись с кризисом платежеспособности, а не с проблемой текущей ликвидности. Последнее означает, что такие принципалы нуждаются, скорее, в мерах общего оздоровления, включая замену собственников и управленцев, чем в государственной гарантийной поддержке.

Что касается рисков наступления гарантийных случаев по предприятиям, пока не расплатившимся со своими кредиторами, то ни у одного из 67 «действующих» на момент проведения анализа принципалов не признана «низкой» вероятность таких случаев. Более того, для предприятия, получившего гарантии на 61, 2 млрд. руб., вероятность расходов федерального бюджета является «высокой», а для 36 компаний (101, 1 млрд. руб.) средней. У 35 проверенных принципалов выявлены признаки банкротства (кредиторская задолженность просрочена на срок более 3-х месяцев), а в отношении двух из них процедура банкротства уже введена. Выплаты из федерального бюджета в пользу их кредиторов могут составить 71 млрд. руб.

За период 2015-2016 года впервые с момента принятия в 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентировавшего, в том числе, порядок и принципы оказания государственной гарантийной поддержки, Минфину России предъявлены требования об исполнении 15 государственных гарантий, предел ответственности федерального бюджета по которым составляет 5, 3 млрд. руб. Анализ финансовых условий, на которых были предоставлены кредиты, получившие государственную гарантийную поддержку, показывает, что, несмотря на тот факт, что для банков - кредиторов такие операции являются фактически безрисковыми, с апреля 2014 г. по декабрь 2015 г. средневзвешенные процентные ставки по банкам-бенефициарам были существенно выше, чем средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям, независимо рассчитанная Банком России на основе данных банковской отчетности. Так, в декабре 2014 г. первая превышала 11, 5%, в то время как вторая оставалась на уровне 9, 7% годовых. Соответственно, финансовая нагрузка на принципалов, имеющих госгарантии, превышала средние показатели по отраслям экономики.

Таким образом, база данных, накопленная за последние годы активного применения государственной гарантийной поддержки, свидетельствует о том, что последствия массового использования этого инструмента могут быть весьма обременительными для федерального бюджета и малоэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста. Государственные гарантии являются эффективным инструментом решения проблем предприятий в области текущей и краткосрочной ликвидности, но не могут решить задачи оптимизации управления бизнесом и увеличения продаж производимых товаров (услуг).

Вывод: деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно вытекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Государственные гарантии

Государственная гарантия – это обязательство, в силу которого РФ, субъект РФ или муниципальное образование-гарант дает письменное обязательство за исполнение лицом, которому выдана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым она предоставлена.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг гаранта, что отражается в отчетах об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ, ведут учет выданных гарантий, исполнение получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям. На основании этого учета Госдума предоставляет подробный отчет.

Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Формами бюджетного кредита являются: льготный кредит, инвестиционный налоговый кредит, товарный кредит.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возвратной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды предоставляются, как правило, на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравнивается к платежам в бюджет.

Функции кредита:

1. Перераспределительная - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности между федеральным и территориальными бюджетами, территориальными и муниципальными бюджетами, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными институтами, иностранными юридическими и физическими лицами и территориальными бюджетами, бюджетами и юридическими лицами-резидентами.


2. Регулирующая – проявляется в стимулировании развития определенных отраслей и предприятий путем выделения целевых бюджетных средств и воздействии на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Учет и контроль за целевым и рациональным использованием выдаваемого кредита посредством контроля за осуществлением денежных потоков, контроля за соблюдением условий кредитного договора, контроля за целевым использованием заемщиком выделенных средств и контроля за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Цели государственного кредита:

1. решение проблем финансирования бюджетного дефицита

2. проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования территориальной экономики

3. поддержание муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач

4. поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности


через институциональную систему.

К областям регулирования относятся: сфера предпринимательства, государственные финансы, денежное обращение, безналичные расчеты, внешнеэкономическая деятельность, валютный курс, экономическая безопасность, общественный сектор.

2. Перераспределительная, заключающаяся в распределении полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами в социально-экономической сфере. механизмом такого перераспределения служат налоговая и бюджетная системы.

3. Социальная, состоящая в поддержке социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния, гарантировании прожиточного минимума, соответствия роста заработной платы и производительности труда, обеспечения занятости населения. Механизмом реализации этой функции служат: система социальных трансфертов, социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях, системы государственной социальной защиты государственных минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи.

4. Контрольная, заключающаяся в создании ориентиров социально-экономического развития общества, задании параметров экономического и социального роста, определении условий предпринимательской деятельности, формировании долгосрочных, среднесрочных и текущих экономических и социальных программ, выполнение которых и служит объектом контроля. Функция реализуется через органы государственного контроля.